Пушистый углерод

В Минске производят уникальный сорбент, который и в огне не горит, и серной кислоты не боитсяКогда в выпусках новостей показывают последствия “нефтяных” аварий, даже телевизор “теряет” цвет — вязкая чернота умерщвляет все живое на своем пути. Увы, за блага цивилизации порой приходится расплачиваться по слишком большому ценнику. Впрочем, с тех пор, как человечество обстоятельно подсело на нефть и не по-детски увлеклось химией, параллельно ведется активный поиск “противоядий”, способных нейтрализовать негативное воздействие отравляющих жизнь веществ. И этот поиск нельзя назвать безрезультатным. В частности, некоторые передовые идеи и разработки будут представлены на выставке природоохранных технологий, которая пройдет в Речице в рамках шестого Республиканского экологического форума. В числе ее участников — белорусское ЗАО “Лiвсор”, которое уже на деле доказало, что есть эффективные, причем сугубо отечественные способы очистки воды от самых ядовитых примесей.

— Сегодня существует довольно много способов ликвидации нефтяных загрязнений водоемов, — отметил заместитель директора ЗАО “Лiвсор” Владимир Фуфаев. — Однако среди наиболее эффективных я назвал бы все же адсорбционные методы удаления из воды нефти и продуктов ее переработки. Наша компания создала и совместно с Институтом физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси провела исследования нового материала, отвечающего самым высоким современным требованиям. И мы уже производим сорбент “Ливсор-С” на нашем предприятии в Шабанах.
— Что собой представляет ваш сорбент? Вы разработали какую-то секретную технологию его производства?
— Когда-то это действительно была засекреченная военная технология, а сегодня, если можно так выразиться, она уже является достоянием всего мира, применяется, к примеру, в ядерной энергетике. Но есть разные физические принципы получения этого материала. У нас своя, белорусская, технология. Наш сорбент — это химически атомарно чистый углерод. В таком виде он химически представлен в грифеле простого карандаша, в виде алмазов — в ювелирных украшениях. А в нашем случае мы его распушили, то есть углерод превращается в легкий пухообразный материал из тонких валиков.
“Ливсор-С” обладает уникальными свойствами — абсорбирует как нефтепродукты, так и кислоты, щелочи. То есть это универсальный сорбент, химически стойкий по отношению к кислотам и щелочам, он не растворяется в газовом конденсате, бензине и прочих нефтяных производных. Причем сам по себе это абсолютно экологически безопасный материал. Он способен удерживать жидкие углеводороды в количествах, которые в несколько десятков раз превосходят массу самого сорбента. Один его грамм может поглотить 70 граммов серной кислоты, 45 граммов сырой нефти, 40 граммов моторного топлива, 35 — дизельного...
Свои сорбционные свойства “Ливсор-С” сохраняет и при положительных, и при отрицательных температурах окружающей среды. А благодаря высокой термостойкости вполне подходит для сбора нефтепродуктов даже в условиях их возгорания.
Спектр применения сорбента достаточно широк: он годится для сбора и удаления аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морских и водных акваториях, на реках и озерах, в портах, на территориях нефтяных терминалов, грунтах, примыкающих к трубопроводам или нефтехранилищам, на автозаправочных станциях. Наш сорбент может применяться в системах очистки промышленных, ливневых и бытовых сточных вод — как самостоятельно, так и в качестве наполнителя к различным фильтрам. А для еще более эффективной защиты и локализации зон разливов в акваториях морей, рек, озер, водохранилищ, затонов, мелиоративных каналов предназначены сорбирующие заградительные боны.
— Конкуренты на отечественном рынке не появились?
— В одной из лабораторий БГУ пытались наладить производство подобного сорбента, но в сутки там могут получать его всего 600 граммов, а мы — до 250 килограммов.
— А есть ли потребность в таких объемах?
— В принципе, потребность большая. Однако далеко не все потенциальные потребители знают, что в Беларуси есть такая возможность. Кроме того, долгие годы к очистным сооружениям относились по остаточному принципу, не очень-то желая вкладывать в них средства. Сейчас, когда экологи начали уделять проблемам водоочистки гораздо больше внимания, наблюдаются определенные подвижки. Но все равно на многих предприятиях до сих пор стоят старые очистные сооружения, не способные эффективно очищать стоки. А новые предприятия, которые строятся в Беларуси, в основном используют импортные системы очистки — чешские, финские, литовские, занимающие львиную долю рынка очистных сооружений. Но и у них уже возникли проблемы, поскольку с прошлого года законодательство Беларуси в плане норм ПДК было значительно ужесточено — у нас самые жесткие нормы во всей Европе. Импортное оборудование, которое поставлялось и до сих пор поставляется, уже не соответствует экологическим требованиям Республики Беларусь.
К сожалению, так в советские времена сложилось, что в Беларуси не велась подготовка специалистов по системам очистки сточных вод. Поэтому наша компания сейчас выходит на полный спектр услуг — производство, продажи, монтаж оборудования, его обслуживание, а в перспективе займемся и строительными работами. Мы тесно контактируем с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, МЧС, Министерством транспорта и коммуникаций. Сотрудничаем с Международным аэропортом “Минск-2”, предприятиями “Брестоблнефтепродукта”, нефтебазами. Причем в отличие от импортных систем очистки использование наших технологий обходится заказчикам гораздо дешевле, при этом качество у нас выше. Серьезные партнеры это уже оценили.
Хотелось бы затронуть еще одну проблему. Приведу для начала показательный пример. На международной автомобильной трассе Брест—Москва есть четыре пункта пропуска автомобилей, и каждый из них оборудован очистными сооружениями, но все они разных типов и никто их толком не обслуживает. На мой взгляд, в Беларуси необходимо создать систему обслуживания очистных сооружений. Ведь зачастую как получается: построило предприятие очистные сооружения, и его руководство думает, что это навсегда, пусть себе там бесконечно очищают. Так и в быту. У многих сегодня дома есть фильтры для воды, но большинство людей, увы, не знает, как правильно ими пользоваться, как часто и при каких обстоятельствах менять. Хотя в каждом случае производитель указывает ресурс фильтра, и этот ресурс зависит не от количества дней в году или пропущенных через фильтр литров, а от количества загрязнителей в воде. Поэтому одного внедрения современных технологий мало. Надо больше информировать людей о том, как грамотно использовать эти технологии.
— Вернемся к сорбенту “Ливсор-С”. Сам по себе это экологически безопасный материал, но что с ним делать после того, как он раздулся от всяких нечистот?
— Утилизация использованного сорбента, насыщенного нефтепродуктами, рекомендуется двумя способами. Первый — сжигание в твердотопливных котлах в смеси с основным твердым топливом. Второй — добавление в асфальтобетонную смесь. Мы и сами подумываем о создании предприятия по утилизации отслужившего сорбента. Но на это нужны дополнительные средства.
— Чего ждете от участия в речицкой выставке?
— Это возможность не только продемонстрировать в краю нефтехимиков наши достижения и найти новых потребителей. Здесь опять-таки важен просветительский момент, о чем я уже говорил. Ну а поскольку мы стремимся быть на пике прогресса, обойти стороной выставку современных природоохранных технологий просто не можем. К тому же с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды мы всегда находим полное взаимопонимание, что очень отрадно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter