Пуще прежнего

По ходатайству Государственного природоохранного учреждения "Национальный парк "Беловежская пуща" ему передаются в постоянное пользование припущанские земли общей площадью 11.
По ходатайству Государственного природоохранного учреждения "Национальный парк "Беловежская пуща" ему передаются в постоянное пользование припущанские земли общей площадью 11.600 гектаров, в том числе 2.306 гектаров осушенных земель. Во временное пользование (на 10 лет) Национальный парк берет еще более 2 тысяч гектаров. Зачем?

Об этом рассказывает ответственный за санитарное состояние леса инженер-лесопатолог Григорий КРАВЧУК.

- Новые земли - это сегодня единственное спасение для погибающей пущи. По крайней мере, наши специалисты ничего другого не придумали, а со стороны никаких предложений не поступало - только критика за проводимые нами большие вырубки пущанского леса. А между тем рубят только то, что усыхает. А усыхает очень много. Буквально в последние годы мы потеряли 30 процентов еловых насаждений. Ни одно поколение так интенсивно не теряло пущу, как это делаем мы. Речь идет о катастрофе.

На наш взгляд, она вызвана двумя причинами: с каждым годом все сильнее сказывается проведенная тут в 60-е годы мелиорация, и год от года все больший урон пуще наносит запрет на охоту. Буквально в начале весны вся вода уходит из пущи по мелиоративной системе в море. В результате деревья умирают от засухи. Появляются исключительно благоприятные условия для жизни паразитов, которые расправляются с засохшими деревьями. Нужно бороться с последствиями мелиорации, но как в условиях заповедника провести ирригацию? Наше решение: забрать земли, которые находятся вокруг пущи, и построить на них водохранилища и запруды, коль на современной ее территории делать этого нельзя. Мы предполагаем таким образом уж если не вернуть грунтовые воды на уровень, который тут был до 60-х годов, так хотя бы придерживать их тут на несколько месяцев.

В новых условиях будет решена и вторая проблема - выходящее за всякие разумные рамки количество зверья. Мы организуем вокруг пущи множество охотничьих хозяйств, которые будут работать на условиях, которые распространяются сегодня на Шерешевский Лог, где разрешена не только профессиональная охота - ради селекционного отстрела, но и любительская. Сюда придут звери (речь, конечно, не о зубрах - мишенями для охотников станут чересчур расплодившиеся дикие кабаны, косули, олени) и мы сможем регулировать их численность.

- Григорий Григорьевич, а почему вы думаете, что звери, например дикие кабаны, из обжитых мест пойдут на окраину под ружейные выстрелы?

- Пойдут уже хотя бы потому, что там будет водопой. Вы не представляете, насколько трудно зверям найти в пуще воду. А ведь тому же оленю ее надо много, и желательно чистой. Но не только за водой пойдут звери на окраину. Там будет свежая трава и новые деревья. В пуще, как это ни печально, сегодня подроста нет - звери уничтожают все. Возобновляется только ель, которую животные не едят, но которая, как я отмечал выше, в нынешних экологических условиях в пуще не жилец. По большому счету, многие звери сейчас живут впроголодь. Я не представляю, что было бы, если бы сотрудники Национального парка их не подкармливали.

- Но с таким же успехом звери расправятся и с новыми лесами.

- Во-первых, давайте разберемся, что это за леса. Большинство из них составляют единый с пущей массив, они генетически схожи, а потому подлежат такой же охране, как и пущанские. Но объектом внимания зверей станут не столько эти леса, сколько поля внутри их. Раньше на них хозяйствовали колхозы, теперь будут выращивать, скажем, травы охотничьи хозяйства. Захотят колхозы возделывать эти поля - пусть занимаются. Нам важен результат.

- Однако колхозный сторож быстренько погонит зверей туда, откуда пришли...

- Не погонит, потому что колхоз будет работать на нас. Ему станет экономически выгодно производить то, что нужно животным. И уж если говорить о прибылях, то пример Шерешевского Лога показал: никакой колхоз не имеет таких экономических показателей, как это охотничье хозяйство. Ну а в любом динамично развивающемся обществе земля и имеющиеся ресурсы должны использоваться так, чтобы обеспечивать максимальный доход.

- Того, что сегодня передали Национальному парку, достаточно для проведения работ по спасению пущи от экологической катастрофы?

- Вообще-то площадь в 13.707 гектаров - а именно столько земель в общей сложности нам сегодня передается - нас никоим образом не удовлетворяет. По нашим подсчетам, единый с пущей массив составляют леса на площади 40 тысяч гектаров. Благо у нас есть взаимопонимание с председателем Гродненского облисполкома по 24.000 гектаров леса в Свислочском районе. Думаю, мы получим его в самое ближайшее время. Пока что нам не удается решить вопрос на Брестчине. Здесь к пуще примыкают огромные массивы леса в Каменецком и Пружанском районах. Но я думаю, что это дело времени, и нам удастся найти общий язык в ходе очередных переговоров как в Каменце, так и в Пружанах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter