На белорусскую сцену возвращается "Тоска" Джакомо Пуччини

Пуччини навсегда

Оперная прима Флория Тоска возвращается на сцену белорусского Большого театра. Тайны делать не будем: нынешним премьерным вечером за «кровавую» и ультрадраматичную партию возьмется Нина Шарубина. В очередной раз сыграть итальянскую примадонну для нашей народной артистки, уверены, не составит никакого труда. За повышение общей эмоциональной температуры спектакля вновь ответит и Михаил Панджавидзе: из шести редакций знаменитой оперы Джакомо Пуччини на нашей сцене две — на счету главного режиссера. Предыдущая версия «Тоски» 2010 года выпуска продержалась всего ничего, и очень скоро постановку отправили на реконструкцию. Задержится ли в репертуаре сегодняшняя премьера, покажет время, однако в театре обещают: новое художественное решение не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Новые декорации – дело рук главного художника театра Александра Костюченко

Руку к сценографии, которая поразит воображение, приложил главный художник Большого Александр Костюченко, не так давно отметивший собственное 60–летие. Новая «Тоска» — по сути, подарок как себе, так и родному театру. В результате его кропотливых трудов палаццо Фарнезе, тюрьма Сант–Анджело и прочие римские красоты заиграют новыми — в самом прямом смысле! — красками, а зрелищность обеспечат технические возможности сцены. К слову, кардинально менять ни время, ни место действия режиссер не собирается:

— В опере даны абсолютно точные даты, события, конкретные топонимы и имена. История развернется в Риме летом 1800 года, как это и было задумано авторами. Кроме того, герои «Тоски» — это реальные личности XIX века со своими чувствами, страстями, слабостями. Благодаря невероятной по силе экспрессии музыке Пуччини они такими и предстанут на сцене — на редкость реалистичными, обуреваемыми разрушительными желаниями и страстями.

За шестую редакцию «Тоски» вновь взялся режиссер Михаил Панджавидзе

Через восемь лет, прошедших после премьеры предыдущей постановки, Михаил Панджавидзе признается, что стал относиться к героям еще более жестко:

— Здесь все не так однозначно, как мы привыкли трактовать этот сюжет. Образ Флории Тоски в моей интерпретации — это образ падшего ангела. Влекомая страстями, она в результате последовательно становится предателем, убийцей и самоубийцей, проходя весь путь смертных грехов.

Помимо Шарубиной, к титульной партии попеременно обратятся Екатерина Головлева и Татьяна Петрова, для которой нынешняя «Тоска» станет первой в карьере:

— Люблю глубокие, психологические образы. Моя героиня проходит все этапы эмоционального состояния: от влюбленности до драмы и даже трагедии. Ее поступок — убийство Скарпиа — я полностью оправдываю. Только сильный, глубокий человек способен взять на душу такой грех.


Незамысловатый сюжет — страстную и трагическую любовь Тоски и художника Каварадосси — музыкальный гений Пуччини обессмертил еще столетие назад, однако образность его музыки по–прежнему будоражит умы и сердца дирижеров всех рангов и национальностей. Поработать над «Тоской» в Минск специально прилетел маэстро Джанлука Марчано. К слову, белорусской публике темпераментный итальянец уже знаком. Их с Михаилом Панджавидзе постановочный тандем зародился еще в 2011 году, когда они представили на суд зрителя «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. К работе над «Тоской» Марчано приступил в конце января и до сих пор находится под впечатлением:

— Я невероятно счастлив! Открыто скажу: Михаил Панджавидзе — штучный режиссер. Он смотрит на спектакль не только с точки зрения его драматического наполнения. Он действительно знает музыку того произведения, которое ставит. И понимает, что это две взаимосвязанные вещи. А если мы говорим о Пуччини, это более чем важно. Закройте глаза, погрузитесь в его гениальную музыку — и воображение уже рисует происходящее в опере.


Удастся ли маэстро наполнить музыку Пуччини настоящими южными страстями, узнаем этим вечером. А пока спешите в кассы: ближайший показ новинки состоится 27 марта.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter