Травля деятелей культуры в интернете — новая забава бездарей и проходимцев

Публичная порка львов

Очередной скандал в рунете. Под лошадь, или, скорее, “птицу-тройку”, на этот раз попал Олег Табаков, художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова. Кое-кто из журналистов выложил в сеть частный разговор с ним по мобильному телефону. Разговор вполне интеллигентный, с множеством интонационных нюансов. Как Табаков, актер высочайшего класса, умеет их расставлять, все знают. Запись эта есть в сети. Внимательно ее послушал. Для частного разговора все вполне себе прилично, без оскорблений и перехода на личности.



Но слова Табакова о взаимосвязи и исторической общности российской и украинской культур, вырванные из контекста, наделали много шума. Налетевшие моськи, работающие на авось (“авось и раздуем пламя скандала?”), тут же предложили предать Табакова анафеме. Внести в какие-нибудь “черные списки”, запретить фильмы с его участием. Уже вдогонку мастер был вынужден пояснить свою позицию и оправдываться, хотя оправдываться было, собственно, не в чем.

В бенефисе “Юбилей ювелира”, поставленном скандальным Константином Богомоловым, Олег Павлович устами своего героя рассуждает о вечных ценностях на пороге ухода в небытие, призывает посмотреть внутрь себя, обратиться к своему духовному миру, а его все тянут обратно — в какую-то коммунальную дрязгу и грязь. И он должен пояснять свои слова не очень образованным и склочным людям. Совершенно безобразные слова, осуждающие Табакова, зачем-то вложили в уста Валентину Гафту, который через несколько дней их опроверг.

Не понимаю, разве своим многолетним трудом Табаков не доказал, что для него нет разницы, где играть спектакль — в Киеве, Москве или Лос-Анджелесе? Все он делает с одинаковой самоотдачей и любовью. Это могли видеть театралы и в Минске, когда показывались постановки с участием Табакова — комедия “Сублимация любви” или классика по Островскому “Последняя жертва”. А что еще может быть красноречивее позиции актера, который уже многие годы с упорством и наслаждением снимается в каждом фильме Киры Муратовой, живущей в Одессе? Ее, кстати, тоже попытались втянуть в скандал с Табаковым. Мол, как так? Ваше отношение, Кира Георгиевна? Режиссер ответила, что Табаков — человек дела, для которого первостепенное значение имеет благополучие двух его крайне рейтинговых московских театров. Найдется сплетник, который и эти слова переврет или интерпретирует по-своему.

Кому-то сегодня очень не нравится, что кто-то из деятелей культуры может позволить себе быть над схваткой. Такого человека обязательно надо втоптать в грязь, приписать ему несуществующие слова, заставить оправдываться. Сколько грязи вылилось в последнее время на Андрея Макаревича, Лию Ахеджакову, Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова, Диану Арбенину, отметившую недавно в Минске свой очередной день рождения.

В выборе тем и подаче материала интернет и отдельные блогеры, возомнившие себя общественной совестью, шагнули вперед. Мало просто откровенной “желтухи” — показать, кто с кем отдыхает на “Кинотавре”, делит квартиры, не платит алиментов. Важно еще повесить на человека ярлык, записать в тот или иной лагерь. Странное дело. Ведь есть те, кто своей позиции совершенно не скрывает. Например, генеральный директор киностудии “Мосфильм” Карен Шахназаров или главный редактор “Литературной газеты” Юрий Поляков на “Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым” ходили в прошлом телесезоне регулярно. Но никому и в голову не приходило провоцировать скандалы с Шахназаровым или Поляковым — слишком влиятельные фигуры. 

А вот такие беззащитные, как Лия Ахеджакова, попадали, что называется, под раздачу регулярно.

Юрий Шевчук и Вячеслав Бутусов на этой неделе записали песню на украинском языке вместе с группой “Сонце-Хмари”. Прекрасно! Для музыкантов пробовать себя в пластике другой языковой среды — это вообще-то нормальная практика. Но уверен, что найдутся и те, кто увидит в этом лишь конъюнктурный и провокационный жест.

— Бывают времена, когда в обществе образуется сгусток агрессии и пора смягчать нравы, — высказался недавно в интервью известный режиссер Александр Прошкин, снявший знаменитую драму “Холодное лето 53-го”. — Моя новая картина “Охрана” — лирическая комедия. История разворачивается в провинциальном русском городе. Это попытка уйти от оголтелого напряжения дня сегодняшнего. Меня не просто волнует, а убивает рост агрессии, злости, ярости и постоянного деления на “наших” и “не наших”, “положительных” и “отрицательных”. Из-за этого возникает дурной климат, держащий людей в постоянном напряжении и ожидании худшего. Климат, уводящий от главного — от любви. Нужно возвращаться к первоосновам жизни.

Давайте прислушаемся к Прошкину. Тем более что лето нынешнего года и так пока довольно прохладное...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter