Чем сегодня живет легендарная 50-я смешанная авиабаза в Мачулищах

Птицы высокого полета

Одно из наиболее известных подразделений страны — 50-я смешанная ордена Красной Звезды авиационная база, которая расположена в Мачулищах. В это воскресенье здесь отметили два важных события: День Военно-воздушных сил и 40-летие базы. Несмотря на все приготовления к этим праздничным мероприятиям, летчики также продолжают подготовку и к главному армейскому соревнованию сезона, демонстрирующему высокий уровень и профессионализм пилотов, — «Авиадартс». О том, чем живут в войсковой части, узнавал корреспондент «Р».


«Как стул на одной ножке»

Летать на вертолете в Военной академии на авиационном факультете учат пять лет. Но это, как признаются пилоты, только первый шаг. Мастерство нужно оттачивать всю жизнь, ведь воздух — стихия непредсказуемая и своенравная, да и вертолет тоже со своим характером. Вот и приходится в полете быть предельно внимательным. Об этом я размышлял, разглядывая приборную панель МИ-8. Вертолет стоит на земле, а я пытаюсь повторить элемент «висение» — базовый для любого летчика. Именно с такого элемента происходят взлет и посадка машины. 


— Да не туда педаль… И рычаг плавнее, — настоятельно рекомендует мне командир вертолета майор Денис Авдеев. — А ты думал! И это только базовый элемент. Я сейчас вспоминаю: нас учили совершить 90 «висений». Это около пяти часов. 




— Выполняешь их не сразу, а в процессе тренировочных полетов, — уточняет летчик-штурман старший лейтенант Евгений Смирнов. — Сначала учишься управлять педалями. Потом работаешь только ручкой, далее возьми «шаг-газ» — выдерживаешь высоту висения. А уже основной этап — ты берешь все эти три элемента в свои руки и висишь, пытаясь все это совместить. Вертолет — как стул на одной ножке. Нужно постоянно балансировать.

И десантирование, а также подбор грузов с земли — все это тоже выполняется благодаря данному базовому элементу. Поэтому вертолет является основной единицей для переброски подразделений — может сесть и взлететь по нескольким геометриям.



Чтобы понять сложность управления вертолетом, не нужно много усилий. Достаточно послушать пять минут теории. Вот, например, у вертолета есть три главных агрегата, которые определяют его движение: двигатель, автомат перекоса и рулевой винт. Управлять летающим средством означает управлять ими тремя сразу. Но здесь и еще один немаловажный момент — ответственность. Ответственность за экипаж, за тех людей, которые ждут твоей помощи и верят, что ты долетишь. Именно для этого совершенствуют летчики свои навыки всю жизнь. 

Точно в цель

Одни из важнейших соревнований для наших военных — международные «Армейские игры». Здесь специалисты демонстрируют боевую выучку и четкость выполнения поставленных задач. Для летчиков в играх есть своя важная дисциплина — «Авиадартс». Несмотря на приготовления к двум праздникам — Дню Военно-воздушных сил и 40-летию базы, в Мачулищах продолжается подготовка к состязаниям. Они начнутся на следующей неделе в России. 



С участниками нынешних соревнований по понятным причинам поговорить не удалось — когда я присутствовал в части, они отрабатывали упражнения. Однако собеседники поделились со мной нюансами, ведь оба в разные годы там уже участвовали.

Денис Авдеев был в составе в 2016 году. Это первый опыт для белорусской команды, которая достойно себя показала, — заняла почетное второе место. 

— В 2016-м я был одним из летчиков команды, — говорит майор. — Тогда в регламенте были задачи по выходу на цель в зоне поиска — три на семь километров. Упражнение выполняется на время, на все отводится десять минут. Условия простые: в зоне поиска есть буквы разных цветов. Пара вертолетов должна ее искать. Нашел цель, опознал и снял координаты с точностью до 100 метров. Обязательно надо сказать, что там была, например, буква «Ц» черного цвета.



— Уже после этого парой летите на полигон, — продолжает Евгений Смирнов. — Там стрельба — с определенной скоростью выполняешь запуск ракетами. Тут же с одного захода осуществляешь пушечный выстрел. Судьи оценивают четкость и кучность попадания. В первый год участия наш экипаж показал лучший результат, несмотря на то, что российская команда был опытнее — имели за плечами вылеты в Сирию и Чечню. Нам очень помогло, что наши инструкторы — ветераны кампании в Афганистане. Они четко описали, что и как делать. По итогу мы справились. Были очень рады.

В 2017 году белорусская команда не участвовала. А уже в 2018-м ребята снова заняли второе место. В прошлом году стали первыми. На базе очень надеются, что и в этом году также будут первыми — хороший подарок к юбилею. Но в 2020-м в соревнования добавят и новые элементы. Поэтому к ним готовятся с особой тщательностью. Хотят показать высший пилотаж. Кроме того, нужно продемонстрировать и отличную физическую подготовку. Летчик должен быть хорош не только в небе, но и на земле. 


Служим с гордостью

На командире 50-й САБ полковнике Андрее Лукьяновиче лежит большая ответственность. Он сегодня командует легендарной частью. Подразделение прошло с честью всю афганскую кампанию. За годы той войны были перевезены около 700 000 человек. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности — спектр задач, стоявших перед летчиками подразделения, был чрезвычайно широким, а эффективность их боевой работы очень высокой. Тогда подразделение носило название 50-го отдельного смешанного авиационного полка (ОСАП). Его сформировали в рекордно короткие сроки — буквально за месяц.

На протяжении своей истории летные инженерные составы базы проявляли героизм, отвагу, трудолюбие и преданность Родине. Результатом непревзойденного мужества стали девять Золотых Звезд Героев, более 4000 государственных наград. И сегодня на базе выполняют очень много задач. 

— На вооружении авиационной базы состоят транспортные самолеты ИЛ-76, АН-26 и вертолеты МИ-8 и МИ-24. Мы обеспечиваем высокую мобильность войск страны,
— акцентирует внимание полковник Андрей Лукьянович. — Поступление новой и модернизированной авиационной техники, целенаправленная летная подготовка, воспитание и обучение молодых специалистов всех категорий позволили не только достигнуть рекордных показателей по среднему и общему налету, но и качественно выполнять задачи по предназначению. 

Здесь чтят и помнят подвиг предшественников. Их имена навечно останутся на мраморных плитах Аллеи Героев мемориального комплекса «Самолет-музей воинской славы» и в часовне в честь пророка Божия Илии, расположенных на территории авиационной базы. И сегодня подвиги ветеранов вдохновляют и воспитывают в духе патриотизма, стойкости и беззаветного служения Отечеству. Новые поколения воинов-авиаторов продолжают славные традиции орденоносного полка.

kryzhevich@sb.by 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter