Птичка без химии

Главным оружием мяса и молока на рынках сбыта станет экологичность

В ближайшем десятилетии рентабельность животноводства будет обеспечиваться за счет повышения экологичности продукции

Классическая зоология прошла несколько этапов развития. Сначала седовласые профессора пытались ответить на вопрос: «Что присутствует в природе?», собирая многочисленные коллекции животных по всему земному шару. Потом основным научным вопросом стал: «Как живут и взаимодействуют живые организмы?». А самые пытливые умы с середины прошлого века бьются над проблемой: «Почему именно так реагируют различные животные на изменение внешних условий?». Приблизительно тот же путь прошла и аграрная наука. Долгие годы вспышки различных болезней мучили сельское хозяйство, обеспечивая «стабильный» падеж скота и птицы. Различными химическими препаратами удалось надежно «выгнать» вирусы и патогенные микроорганизмы из птичников, свинарников и коровников, принципиально решилась проблема дефицита продовольствия, но на повестку дня вышел другой вопрос: «Как влияют применяемые в животноводстве препараты, в том числе антибиотики, на человеческий организм?» Еще относительно недавно над этим вопросом не задумывались. Сейчас им занялись вплотную. И содержание различных веществ в молоке и мясе уже становится определяющим фактором и в его рыночной цене, и в географии рынков сбыта.

В борьбе за чистоту продуктов питания традиционно впереди всей планеты страны Евросоюза. Там с небольших площадей научились получать крупные объемы животноводческой продукции. Но уперлись в большую проблему: антибиотики – химически устойчивая структура, а бактерии в современной окружающей среде стремительно мутируют: в большинстве случаев вследствие чрезмерного применения антибиотиков теряют чувствительность и обретают устойчивость к ним. Кроме того, химические препараты в остаточных количествах накапливаются в мясе, при употреблении в пищу которого попадают в организм человека, создавая затем немало проблем медикам. Ведь развивается устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и становится непросто лечить ими человеческие хвори. Оказывают свое влияние на организм человека и стимуляторы роста. Некоторые специалисты утверждают: раннее развитие подростков – результат эксплуатации «химии» в животноводстве. Генетически таких изменений произойти за 10—15 лет не может.

Сейчас Евросоюз намерен ужесточать стандарты для продуктов питания. В ЕС уже запретили использование некоторых стимуляторов роста, а до 2012 года и вовсе планируют запретить такие добавки в корма для животных. В Германии планируется развивать программу, в рамках которой 25 граммов от каждой тушки птицы будет исследоваться на содержание бактерий либо остатков антибиотиков. При отклонениях сразу будет меняться сортность мяса, а соответственно, и его цена. Впрочем, уже сегодня рентабельность производства во многом зависит от экологических приоритетов аграрного сектора. Но это не значит возвращение к дедовским методам производства, когда скотина и птица кормилась на вольных зеленых пастбищах. В прошлом веке ситуация на продовольственном рынке была совершенно другая. В 50-х годах фермеры, специализирующиеся на индейке, обеспечивали сохранность стада на 30—35 %. И такой выход товарной птицы давал неплохую рентабельность: продовольствия не хватало, поэтому то же мясо со свистом «уходило» в любом количестве и практически по любым ценам. Нынче, скорее, наблюдается перепроизводство.

Впрочем, в мире уже нашли альтернативу антибио­тикам с сохранением высокой производительности — фитопрепараты. Как говорится, новое — хорошо забытое старое. Наши предки не были знакомы со многими химическими препаратами, поэтому и себя, и домашних животных лечили исключительно лекарственными травами. Причем флора, фауна и микроорганизмы идут параллельными эволюционными путями: изменяются вирусы, бактерии — и природа автоматически вырабатывает против них противоядие.

— Пока в мире фитопрепараты для животных производят только несколько стран, — говорит директор польской компании «Панда» доктор ветеринарных наук Артур Палушевски. — Но популярность этой продукции во всем мире растет. Например, польские компании за последние годы увеличили объемы их производства и продаж в 10—12 раз.

Наряду с фитопрепаратами, заменить синтетические лекарства, в том числе антибиотики, может вакцинация животных против различных инфекционных заболеваний. Например, в птицеводстве одним из наиболее распространенных заболеваний бройлеров и несушек является кокцидиоз (острое желудочно-кишечное заболевание). Когда в одном птичнике находится сразу от 25 до 40 тысяч голов, практически невозможно вовремя выявить и отделить заболевших 200—300 особей и предотвратить массовую гибель. Против этого заболевания многие птицеводы сегодня сражаются путем добавления химических препаратов (кокцидиостатиков) в корм. Но по опыту Польши намного более эффективным способом, как отмечает доктор Полушевски, является вакцинация, которая способствует выработке у птицы защитного иммунитета к кокцидиозу, исключает вспышки заболевания, улучшает пищеварение, усвояемость кормов, способствует увеличению привесов при сокращении расходов корма. При всем этом обеспечивается полная безопасность мясной продукции для человека.

Правда, в Беларуси производитель весьма патриархален. Как говорят специалисты, руководители фабрик не отвергают инновации, но осторожничают, большинство хочет быть не первыми, а вторыми, третьими в республике, чтобы посмотреть на опыт коллег. К сожалению, рынок, особенно экспортный, не особенно любит ждать. Прорваться в российский ритейл у белорусов сегодня достаточно много шансов. Особенно если учитывать не столь давние проблемы с использованием хлора в американских окорочках, поставляемых в Россию. Но проблема не только ворваться в образовавшуюся брешь, но и удержать позиции. А в конкурентной борьбе вопрос стопроцентной экологии постепенно выходит на первый план…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter