Птичий рай

Корреспондент "СБ" побывал в мекке для перелетных птиц Деревня Новоселки Дрогичинского района - место, без преувеличения, уникальное.
Корреспондент "СБ" побывал в мекке для перелетных птиц

Деревня Новоселки Дрогичинского района - место, без преувеличения, уникальное. Даже, можно сказать, известное всей Европе. С одной стороны, здесь функционирует самый молодой и занимающий второе место в Беларуси по экономическим показателям рыбхоз, имеющий несколько обустроенных по всем требованиям науки прудов. С другой - по соседству с рыбхозом находится сохранившееся в первозданном виде заповедное болото Званец, ныне имеющее статус республиканского биологического заказника. Это своеобразное "единство противоположностей" привело к неожиданному и очень интересному результату: Новоселки стали европейским центром притяжения перелетных птиц.Пик активности пернатых, совершающих сезонные перелеты, приходится на два месяца в году - апрель и октябрь. В это время на новоселковских прудах и окрест собирается до 150 видов птиц - сотни тысяч особей. Это половина всей орнитофауны (птичьего разнообразия) нашей страны.

Собственно, болото Званец привлекало внимание ученых и до создания в 1994 году рыбхоза. Оно входит в состав самого крупного из сохранившихся в Европе низинных болотных массивов. И служит прибежищем значительных популяций глобально исчезающих видов птиц - вертлявой камышовки, коростеля и многих других. Одно только их перечисление могло бы занять большую часть газетной страницы. Для орнитологов Званец - тема поистине неисчерпаемая, в чем я во время своей командировки имел возможность убедиться лично.

А хозяйство "Новоселки", которое создавалось с учетом новейших разработок в рыбоводческой отрасли и в расчете на самые передовые технологии производства рыбы, оказалось для заповедного болота чрезвычайно полезным дополнением. Искусственные пруды идеально совпали с точкой пересечения путей перелетных птиц, совершающих по весне и осени миграции с востока на запад и с севера на юг. Рыбхоз для них стал своего рода промежуточной станцией с роскошным буфетом, где можно отдохнуть и подкрепиться.

"Новоселки" приглянулись птицам настолько, что многие виды начали здесь гнездиться. Появилась, например, колония большой белой цапли, которая является чуть ли не символом природоохранного движения в Европе. В конце XIX - начале XX века белую цаплю активно истребляли ради красивых перьев - эгреток, - считавшихся обязательным украшением шляпок дам из высшего общества.

И ко времени окончания Первой мировой войны эти птицы почти исчезли на Европейском континенте. Активное восстановление популяции белой цапли, по сути, началось только в последние годы.

Рыбному хозяйству этот вид пернатых никакого вреда не приносит. Белая цапля питается исключительно мелкой рыбой - той, которую хозяйственники называют сорной. Птица способна высмотреть в воде и клюнуть рыбку длиной всего один-два сантиметра. Просто снайперская меткость!

Между тем ближайший сородич белой цапли - цапля серая, а также птица, наименование которой в определенных кругах стало нарицательным, - баклан доставляют новоселковским рыбоводам массу неприятностей. Оба вида чрезвычайно прожорливы, причем закусывают всегда "по-крупному". Ученые вычислили, что взрослый баклан ежедневно поглощает до 600 граммов рыбы. Впрочем, и это не предел: в рыбхозе однажды подстрелили птицу, в желудке которой обнаружили рыбину весом более 700 граммов. В небе над "Новоселками" летает до 1.000 птиц этого вида. Перемножить нетрудно...

Когда-то баклан находился на грани исчезновения. Но вот поди ж ты, размножился... И в таких количествах, что наносит урон рыбоводству по всей Европе. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды было вынуждено пойти на крайний шаг: выдало руководству "Новоселок" разрешение на отстрел рыбоядных.

Теперь птицы в рыбхозе человека побаиваются. Мы битый час старались по дамбе подъехать к ним на машине поближе. Но если на "Ниву" районной инспекции природных ресурсов пернатые реагировали еще более или менее спокойно, то стоило открыться дверце и выглянуть наружу человеку, как стая тут же взмывала ввысь и перелетала на отдаленную часть пруда.

Но в целом, как пояснил мне глава экологической райинспекции Александр Гуз, птицы в "Новоселках" чувствуют себя в безопасности. По берегам прудов нет ни густого кустарника, ни деревьев. Хищникам - ястребам и лисам - спрятаться негде. Ну а люди - зло относительное, они везде есть.

По мнению ученых из отдела проблем Полесья Национальной академии наук, нынешнее время - золотое для орнитофауны болот и речных пойм на юге Беларуси. Чему, кстати, поспособствовала и мелиоративная встряска всей Полесской низменности. Рыбхозы с их прудами становятся настоящей меккой для птиц. Впрочем, как считает сотрудник отдела Виктор Демянчик, это ненадолго. Экосистема, сформировавшаяся по принципу "коммуналки", где соседствуют самые разнообразные виды птиц, не может быть стабильной. Одни виды рано или поздно обязательно вытеснят другие.

Так, на прудах недавно объявилась колония необычного для наших широт хищника - чайки-хохотуньи, - хорошо известной морякам, бороздящим просторы южных морей. Это теперь самая крупная чайка в Беларуси, по размерам сравнимая с большой уткой.

Пришлая птица начинает "обижать" местные виды. Экологи региона уже встревожены резким снижением численности обычных для наших мест популяций коростеля, сизоворонки и даже кулика. К слову, один из видов кулика - большой веретенник, совсем недавно очень многочисленный, - теперь будет включен в новое издание Красной книги.

Чтобы поддержать птиц-старожилов, экологи начали работу по оживлению болота Званец. Сейчас тут сооружают запруды, которые весной должны будут замедлить отток воды из болота в мелиоративные каналы. Таким образом, эти заповедные территории станут для определенных, в первую очередь местных, видов птиц не менее привлекательными, чем чистые пруды рыбхоза. В осуществлении этого проекта белорусской стороне помогают экологические фонды Великобритании и Германии.

Видя, как осуществляется эта дорогостоящая и трудоемкая затея, белорусские ученые шутят, что в Красную книгу стоило бы включить еще один почти исчезнувший вид живых существ, некогда в изобилии обретавшихся на болотах, - человека с косой. Ведь в старину, на протяжении столетий, именно благодаря сенокошению топи в достаточной степени прореживались и сохранялись в том состоянии, которое является наиболее благоприятным для жизни птиц и животных. Но времена меняются. И теперь, похоже, нам легче исправить, чем сохранить...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter