В Беларуси началась усиленная борьба с психотропами

Психотропы: добровольная кончина

Нашу страну пытаются использовать в качестве полигона для испытания новых наркотиков...
Нашу страну пытаются использовать в качестве полигона для испытания новых наркотиков. А наших детей — в качестве подопытных кроликов. Однако государство не позволит обкатывать на своих гражданах это страшнейшее оружие массового уничтожения. И, как заявил Президент, недавно принимая с докладом председателя Государственного комитета судебных экспертиз Андрея Шведа, меры в борьбе против наркотиков будут радикальными.



Миг блаженства — так начинается очередное знакомство с положенной под язык «маркой». А так оно заканчивается: неконтролируемое поведение, пропадают пульс, дыхание, опухают конечности, прибывшая бригада скорой помощи констатирует смерть. Эксперты заключают: отравление особо опасным психотропным веществом... Неужели череда трагедий не заставит задуматься о неотвратимости последствий такого эксперимента над собой? Очевидно же, что это химия, необратимо разрушающая организм. Что «легальная» и «безопасная», она производится в гаражах, подвалах, на чердаках и кухнях без соблюдения каких–либо технологий. И что изготавливают эту отраву не обремененные специальными химическими познаниями наркоманы.

***

Только в Минске за сутки специалисты Государственного комитета судебных экспертиз проводят более 10 срочных исследований, которые являются основанием для возбуждения уголовных дел. Иногда доходит и до 25. Причем одновременно тестируется до 5 объектов.

Начальник управления физико–химических и взрывотехнических экспертиз ГКСЭ Николай Сасункевич говорит, что исследование дизайнерских наркотиков — один из самых трудоемких, наукоемких процессов и ключевую роль здесь играет техническое оснащение. Сегодня комитет вооружен по последнему слову техники и располагает всем необходимым для идентификации полного перечня наркосредств, психотропов, их аналогов и прекурсоров. Тесты всех уровней сложности проводятся как в центральном аппарате, так и в областных управлениях ГКСЭ. К примеру, комплекс высокоэффективной жидкостной хроматографии позволяет в течение 5 — 10 минут выделять дизайнерские наркотики, нанесенные на любую матрицу. Подтверждение химического состава образца (на других приборах) длится 40 минут. Причем работают лаборатории круглые сутки.



Специалисты не ограничиваются лишь установлением химического состава поступивших веществ. Также изучаются нелегальный зарубежный рынок, патенты, научные статьи, технологические разработки крупных фармацевтических компаний, так называемые наркосайты и форумы наркопотребителей. Благодаря этому уже более двух лет опасные компоненты оказываются в списке запрещенных раньше, чем попадают в Беларусь. Под государственным контролем сейчас находится более 500 веществ, причем около 150 пополнили перечень в последние четыре года.

Связано это прежде всего с тем, что с 2009 года «классическое» зелье (получаемое из мака, конопли и прочих растений) начало вытесняться новыми видами синтетики — так называемыми дизайнерскими наркотиками. И если в 2012–м по стране из общего количества поступающих на экспертизу веществ доля психоактивных составляла процентов 40, то сегодня их более 75.

К слову, экспертиза только одного образца обходится государству в миллион рублей. Поэтому на встрече с Президентом Андрей Швед предложил взыскивать затраты на проведение судебных экспертиз с виновных. Кроме того, в ближайшее время в Совете Министров рассмотрят и другие инициативы комитета судебных экспертиз, которые позволят расширить список подконтрольных веществ, облегчить процедуру запрета, а также сократить время на нее. Планируется, что она будет занимать всего день или два. Сейчас для субстанции с абсолютно новой структурой этот процесс длится один–два месяца, аналоги же в «черном списке» оказываются уже спустя сутки.

***

Очередной удар по наркобизнесу недавно нанесла и Генеральная прокуратура, ограничив свободный доступ к 12 интернет–сайтам. Это те ресурсы, которые пропагандировали потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также содержали объявления об их незаконной продаже. Вместе с тем очевидно, что нужна более откровенная контрпропаганда, в том числе и в сети. Молодежи, родителям, знакомым необходимо показывать жестокую правду о «безопасной эйфории»: когда одни умирают или становятся до конца своих дней «овощем» — обузой для близких, а другие получают реальные сроки. Третьи, если повезет, выживают без столь явных трагических последствий. Каждый должен понимать, что взять себя в руки после употребления он уже не сможет, но может отказаться от яда до.

Цифры и факты

После кратковременного эффекта релаксации от психотропов возникает острый психоз и люди начинают громить квартиры, машины, прыгать из окон или как–то иначе сводить счеты с жизнью. Из отдаленных последствий — рак слизистой рта, в 8 раз чаще психоз приводит к шизофрении. Нередки случаи, когда у девочек, употреблявших психоактивные вещества, рождается мертвый ребенок.

Если в 2010–м в Минске было всего 10 случаев подобных отравлений, то в прошлом году через токсикологию прошли 380 граждан. Половине из них не было и 30 лет, 10 — 15 процентов — школьники.

Мнение

Новые дизайнерские наркотики намного опаснее даже «классики», предупреждает государственный медицинский судебный эксперт–психиатр отдела стационарных судебных психиатрических экспертиз лиц со строгим наблюдением Юлия Лисицына:

— Об этом рассказывают и сами наркоманы, пробовавшие как традиционные наркотики, так и дизайнерские, психологическая зависимость от которых хуже ломки, — вся жизнь в итоге сводится к поискам запретного плода. А ведь это достаточно неглупые люди, социально благополучные. Они говорят, что покупали психотропы на сайтах: оставляли свои данные, платили с помощью электронного кошелька, получали sms и забирали закладку. Каждый уверяет, будто хотел просто попробовать. Мол, не знал, насколько это опасно и что разница между дозами, вызывающими приятные эффекты и смерть, минимальна.

Сама была свидетелем, как по «скорой» с психозами привозили совсем молодых ребят. Мать одного вызвала врачей, испугавшись происходящего с сыном: парень падал на пол, вставал, приседал, подскакивал. Кричал, что умирает, что сердце перестало биться и он пытается его завести. Вторая пациентка, попробовав «марку», бегала обнаженной по улице... Но это еще легкая степень психического расстройства. В большинстве случаев «скорая» попросту не успевает спасти потребителей. Умирают даже те, кто чудом дожил до реанимации.

В психиатрическую же больницу люди поступают уже с развернутыми психозами, когда, если можно так выразиться, самое страшное миновало. Причем психозы возникают не только у зависимых, вот что страшно. Это словно кот в мешке, игра в русскую рулетку. Что ты примешь и каким будет эффект, не знаешь. Повезет, если купишь подделку.
Специалисты в один голос твердят, что воздействие на организм человека психоактивных веществ непредсказуемо. Даже после того, как употребление прекратилось, функции у части пациентов остаются сниженными необратимо. Во всем мире нет медикаментозных средств восстановления после длительного употребления синтетики.

Советская Белоруссия №66 (24449). Среда, 9 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter