Психическая атака

В одном из судов Минска на днях будет слушаться необычное дело...

В одном из судов Минска на днях будет слушаться необычное дело. Из разряда тех, что переворачивают наше представление о здравом смысле с ног на голову. Предмет тяжбы вполне заурядный — счет за оказанные услуги. А вот декорации конфликта необычны и наводят на ряд острых вопросов. Вкратце судебный сюжет можно охарактеризовать так: «черные психологи», которым, как казалось, законодатели привязали камень на шею и отправили на дно, выплыли, встряхнулись, уверенно расправили плечи и из обороны перешли в нападение. Как это стало возможным? И выдержит ли удар правосудие?


Тактика обмана


Эта история началась три года назад. Вот что рассказал позвонивший в редакцию читатель В.Гаровой.


— В 2007–м один из членов моей семьи обратился в организацию по оказанию психологической помощи. О конторе (условно назовем ее ЧУП «Альфа Центавра». — Н.К.) узнали из объявления в газете. В рекламе перечислялись виды оказываемых услуг — дежурный  психолог, парапсихолог, ясновидение, снятие порчи. В общем, стандартный набор. Мелким шрифтом, который трудно разобрать, внизу был набран тариф — 3.000 рублей за минуту.


Родственник В.Гарового по указанному телефону позвонил. Приведем вкратце хронологию «лечебных» сеансов.


«Станьте прямо, расслабьтесь, успокойтесь, прислушайтесь к своему телу». Такую команду «психолог–целитель» из «Альфа Центавры» давал каждому позвонившему. Прежде, правда, специалист узнавал, сколько клиенту лет, к какой социальной группе он принадлежит, есть ли у него проблемы со здоровьем. Это требовалось для того, чтобы скорректировать последующие процедуры. Ну а в «расслабленном» положении требовалось провести около 35 — 40 минут. Все это время психолог молчал, лишь изредка давал советы. Минуты шли, счетчик крутился.


2–й этап от первого отличался мало. Если клиент чувствовал неладное, напрашивался на личную встречу или даже требовал ее, целитель обещал согласовать вопрос с руководством. Счетчик при этом не останавливался.


«Расслабьтесь, успокойтесь, оцените свое внутреннее состояние...» Это уже 3–й сеанс. По его завершении клиенту сообщали: руководству о вашем состоянии доложили, руководство состоянием обеспокоено. Количество сеансов необходимо продлить до десяти! И никаких личных встреч! А если «лечение» прервете, то будет вам худо. Так прямо и предупреждали: «Через два года вы умрете».


У подростков, обитающих в социальных сетях, есть похожая игра — посылать друг другу отрывки текстов, делая на них пометку: «Если не перешлешь десяти своим друзьям, то твоя мама умрет». Что–то подобное, только в гораздо более циничном виде, практиковала и «Альфа Центавра». Целители прекрасно знали, что люди звонят им в состоянии нервного срыва, что угрозы на них могут подействовать. Били шарлатаны в точку.


Шок, правда, проходил, и раздосадованный клиент снова набирал номер ЧУПа, снова добивался личной встречи с директором, но тщетно. «Возобновите сеансы», — твердили ему.


Что было делать людям? Адрес фирмы ее руководители держали в тайне, соответственно и жалобу написать было некуда. В милицию клиенты обращаться боялись. Да и представители «Центавры» быстро переходили в нападение, угрожая, что сами напишут заявление в органы, пожалуются на преследование. Все у них было продумано четко: махинаторы знали, что уличить их в мошенничестве при распространенных у нас методах поверхностной проверки не просто проблематично, а практически нереально.


Стратегия безнаказанности


По такому сценарию «развели» и родственника В.Гарового. Да так, что тот попал в больницу с нервным срывом... Владимир Викторович как человек, долгое время работавший в правоохранительных органах, правда, с поражением не смирился и решил провести собственное расследование.


Он выяснил: свидетельство о регистрации, выданное «Альфа Центавре», давало фирме право заниматься... производством хлопчатобумажных и прочих текстильных изделий. Никак не психологией! Потом Гаровой обратился в «Белтелеком», чтобы специалисты объяснили ему, откуда взялись большие счета за так называемые услуги ПСИС (психологической справочно–информационной службы — по такому принципу и работала «Альфа») и почему уважаемое предприятие сотрудничает с шарлатанами. Внятного ответа не получил...


Проведенная по его письму проверка ГУВД тоже ни к чему не привела. Милиция сообщила, что «деятельность фирмы построена на основе предоставления информации только по телефону», что «метод работы предприятия заключается в рассмотрении психологической проблемы клиента» и т.п. Каким образом этот метод реализуется, никто выяснить не пожелал.


По счету «Центавры» Гаровой решил не платить — отдал только сумму за «реальные» телефонные звонки. Сначала ему обещали отключить телефон — пришлось обратиться в Минсвязи. Не отключили. На этом в истории можно было поставить точку. Но несколько месяцев назад Владимир Викторович о «психоконторе» вспомнил снова. Директор фирмы подал на него в суд.


В заявлении истец требует обязать ответчика оплатить сумму за оказанные услуги (с процентами набежало около миллиона рублей), мотивируя это просто: задокументированных претензий со стороны Гарового не было, значит, услуга оказана качественно и в срок. Ответчик не согласен: ведь выслать претензию ввиду отсутствия адреса было некому. Да и его обращение в милицию, в «Белтелеком» — разве не претензия?


— Эти люди ведут себя нагло и цинично, как будто они — хозяева жизни. С таким встречаюсь впервые. Впрочем, теперь я знаю, что причина — в безнаказанности. Видя, что ответственности за мошенничество в 2007–м удалось избежать, фирма решила взять свое. И таких исков, как ко мне, у них не один и не два. Считаю, что эта сфера по–прежнему не отрегулирована, что в ней творится беспредел, — таково мнение моего собеседника.


Привет из прошлого


Но, может быть, читатель сгущает краски? А всплывшая в 2010–м история — лишь случайный отблеск того золотого времечка, когда экстрасенсам, мастерам Таро и прочим подобным товарищам жилось вольно? Еще недавно ведь никто не контролировал, какую рекламу они дают в газетах, что за ролики крутят по телевизору. Может, сейчас порядок наконец наведен и тема перестала быть актуальной?


Если проанализировать эволюцию законодательства, легко сделать и такой вывод. Судите сами: в период с 2007–го по 2009–й, когда «Альфа Центавра» в открытую дурила народ, приняты сразу два важных решения. Во–первых, изменения коснулись рекламной деятельности — рекламировать свои услуги маги и иные ратники сверхъестественного труда больше не могут. Во–вторых, чтобы оказывать психологическую помощь, теперь нужна лицензия (соответственно и рекламировать себя без лицензии нельзя). В Минторге, куда я обратился за комментарием, заверяют, что в результате предпринятых мер градус напряжения снизился. В последнее время обращений от граждан с жалобами ни на магов, ни на психологов–шарлатанов (их мы можем смело объединить в одну касту) не поступало.


Выходит, они вымерли как мамонты? Не совсем. Если открыть любую газету с объявлениями, картина вырисовывается интересная. Да, теперь в рекламе не пишут о «картах судьбы», зато предлагают «найти ответ на любой вопрос» и оказать консультации по «теме брака и семьи».


— Я абсолютно убеждена, что все подобные услуги — «чистая» психология, но под другой оберткой, — считает начальник управления по лицензированию Министерства здравоохранения Светлана Гончарик. — Вот скажите, какие могут быть консультации по вопросам брака? Если как развестись — так это нужно идти в суд. Как зарегистрировать отношения? Об этом расскажут в ЗАГСе. Все остальное — вопросы психологической помощи, для оказания которой нужна лицензия. К сожалению, ни у СМИ, размещающих подобные объявления, ни у контролирующих органов, которые обязаны проверять, есть ли у организации разрешительный документ, сомнений в правдивости представленной «консультантами» информации не возникает. Отсюда все проблемы и жалобы.


Добавим: нет сомнений и у «Белтелекома», активно заключающего с разнообразными фирмами договоры о предоставлении услуги «справочно–информационная служба заказчика». Впрочем, объяснили мне связисты, проверять, какую услугу на самом деле оказывают населению подобные конторы, не их компетенция.


— Представьте: по дороге едет фура. Кто может ее осмотреть? Милиция, таможенники. Но никак не дорожные рабочие, которые укладывают асфальт, — говорит пресс–секретарь компании Алексей Федоринчик. — Вот и «Белтелеком» выступает лишь в роли ретранслятора услуги от заказчика к абоненту. А что это за услуга, что везет «грузовик» — следить за этим должны другие ведомства.


— Мы устали повторять, что Министерство здравоохранения не может влиять ни на магов, ни на психологов–самоучек — они нам не подчиняются, — рассуждает Светлана Гончарик. — Мы отвечаем лишь за специалистов, которым выдали лицензии. В этих людях мы уверены на сто процентов. А когда поступают жалобы от граждан на непрофессиональную психологическую помощь, которую оказывали нелицензиаты, направляем их в налоговые органы.


Но, видимо, у налоговиков есть работа поважнее...


Условия для контор, подобных нашей «Альфа Центавре», таким образом, и сейчас вполне приемлемые. Дыр в законодательстве — как в изъеденном молью дедушкином пальто.


«Альфа», кстати, пока чиновники корпели в кабинетах над законами и поправками, тоже не зевала. ЧУП превратился в ЧП и теперь консультирует по «семейным вопросам». По сути, занимается тем же, чем и раньше, — предлагает позвонившим «расслабиться, успокоиться и встать прямо». На одном из форумов в интернете я нашел тому подтверждение. Сотрудник этого ЧП открыто пишет: «Работаю психологом на телефоне. Ну и тупой у нас народ пошел...»


Зоологи бы назвали такое перерождение мимикрией. Да не защитной, а агрессивной. Похоже на поведение саблезубой морской собачки, которая копирует окраску и повадки губана–чистильщика, чтобы завлечь жертву и после употребить ее на обед.


Псевдопсихологи, увы, мимикрируют столь же умело. И трапеза у них по–прежнему сытная. Кто и когда наконец поставит их на место?


P.S. Ввиду того, что дело еще не рассмотрено в суде, фамилия ответчика изменена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter