Девять из десяти пациентов-ныряльщиков доставляются в состоянии алкогольного опьянения

Прыжок в больничную койку

О спинальных травмах, их лечении и последствиях «Р» рассказал руководитель лаборатории травматических повреждений позвоночника и спинного мозга Андрей Мазуренко
Вода манит, но не всех выпускает на берег. Особенно эта стихия не жалует выпивших и экстремалов, которые испытывают судьбу, бросаясь в водоем с разбегу. Более десяти ныряльщиков с тяжелыми повреждениями позвоночника прошло в этом году через Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии. О спинальных травмах, их лечении и последствиях «Р» рассказал руководитель лаборатории травматических повреждений позвоночника и спинного мозга Андрей Мазуренко. 

Травмы спины: дикие, нелепые, непонятные
Травмы спины: дикие, нелепые, непонятные

Доктор вспоминает ныряльщика, который ломал шею дважды с интервалом в год. Для него все обошлось удачно. Другой случай: пациента доставили с водохранилища. Молодой человек прыгнул в водоем, где воды по колено. Повреждение спинного мозга и инвалидность – вот финал такой бездумной акробатики.

— Андрей Николаевич, какие причины вызывают травмы позвоночника?

— Травмы бывают дикие, нелепые, непонятные. Как-то мужчину кран случайно зацепил крюком за спецовку, поднял, одежда порвалась, и он упал с высоты. Другой выпал из трактора. Падают с домов, когда чинят кровлю, с деревьев, реже на производстве. ДТП, насилие и прыжки в воду – все это нередко заканчивается повреждением спинного мозга. Координация у всех разная. Выпившие ныряльщики не рассчитывают силу прыжка, глубину. Некоторые ныряют с берега, не долетают до воды, ударяются о песок. Прыгают с тарзанки, чтобы дальше от берега отлететь, — разбиваются. Результат шестидесяти процентов травм позвоночника – повреждения шейного отдела. 

Андрей Мазуренко
Андрей Мазуренко

— Что происходит при неудачном прыжке в воду?

— Получают резаные повреждения конечностей, переломы костей таза, пяточные. А когда прыгают вниз головой – тяжелые черепно-мозговые травмы, ломают шею. Грудной и поясничный отделы закрыты мощным мышечным корсетом. Позвонки крупные по размерам. Механически поломать их тяжелее. А вот тело шейного позвонка 14 мм в диаметре: ломается легко при любом воздействии.

— С чем сталкивается пациент в период восстановления после спинальной травмы?

— Если повреждения шеи сопровождают тяжелые неврологические расстройства и в течение года нет никаких улучшений, то это колясочник. А те, у кого не работают и верхние конечности, вообще обслуживать себя практически не могут.

Лечение осложненной травмы – самое дорогостоящее. Это 2—3 месяца в реанимации. Некоторые пациенты до года проводят в больнице.

Если травма нетяжелая, пострадал грудной или поясничный отдел, то ограничения будут. Например, пострадавший работал каменщиком – после выписки поднимать тяжести больше нельзя.

Бывает, способность к движению сохранена частично. Если работают кисти рук, можно осваивать компьютер. Некоторые начинают заниматься писательской деятельностью, работой с документами. Это очень непросто — найти себя в новой жизни. Все зависит от личности и степени травмы.

Очень редко бывает легкое сотрясение спинного мозга, когда кости целые. Организм восстанавливается за трое суток, даже специальных методик не надо. Если нет тяжелых неврологических нарушений, пациенты лечатся амбулаторно, назначаем им иммобилизацию.

— Какие технологии приме-няют в лечении спинальных травм?

— При переломе и травме спинного мозга выполняется операция. Вправляются смещения позвонков, удаляются их осколки. Если есть кровоизлияние, размозжение спинного мозга, восстановления не происходит.

Травматическая болезнь спинного мозга не только то, что видят родственники или ощущает сам пациент, то есть обездвиженность. Плохо работают легкие, сердце, кишечник, сосуды ног, нарушается терморегуляция... Страдает все. Пациент упал с 12-го этажа — получил травму позвоночника, конечностей. Прооперировали, а через месяц он погибает от тромбоэмболии. А порой выживают пациенты после нескольких месяцев реанимации.

В лечении разрабатывается много технологий. В том числе медикаментозная, чтобы остановить отек спинного мозга в остром периоде. В клинике используют только гормональные препараты. Другие лекарства за рамки экспериментов не вышли, хотя испытываются несколько десятков.

Много написано статей по экспериментам с клеточными технологиями, но клинические результаты не публикуют, а работа ведется уже лет двадцать. Поэтому прежде всего важны организация экстренной помощи на месте происшествия и в стационаре, оборудование клиник и укомплектованность кадрами.

— Насколько такая помощь налажена в нашей стране?

— Судите сами. В 2002 году от травм позвоночника умерли 188 человек после повреждений шейного отдела, грудного – 301, поясничного – 50. За 2014-й цифры в разы меньше: с травмами шейного отдела скончались 67 пациентов, 70 – грудного, 13 – поясничного. Смертность от спинальной травмы в 2002 году – 56,7 на 1 млн жителей. В 2014-м — 15,8.

— С чем вы связываете такой успех в лечении спинальных травм?

— С переоборудованием клиник, профессиональным штатом, достижениями в организации работы скорой помощи. Конечно, это и деятельность других служб, различные программы ГАИ по снижению травматизма на дорогах, обязательный техосмотр автомобилей, системы безопасности в машинах. Ведется серьезная работа по охране труда.

— Андрей Николаевич, когда можно сказать, что человек предрасположен к травме?

— Есть особенности характера, определенные привычки, поведение. С возрастом происходят изменения в организме. Рассеивается внимание, ухудшается зрение, нарушается координация. Ослабевает костная ткань. К восьмидесяти годам кости еле выдерживают вес туловища.

Осложненную спинальную травму получают чаще мужчины, а среди ныряльщиков, как правило, только мужчины, часто нетрезвые. Обычно человек не сидит один на берегу. Если рядом есть женщины, надо, чтобы они удерживали мужчин от необдуманных действий. Детей нельзя оставлять без присмотра. Вот такая простая и проверенная профилактика.

ЦИФРА

Среди пострадавших ныряльщиков зачастую люди трудоспособного возраста преимущественно 18—24 лет. Редко – старше 35. Девять из десяти пациентов доставляются в состоянии алкогольного опьянения.

drug-olya@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter