Прыжок чемпиона

Несмотря на все травмы и перенесенные операции, Антон Кушнир добился своего.

Несмотря на все травмы и перенесенные операции, Антон Кушнир добился своего. Олимпийский чемпион по фристайлу рассказал, о чем думал перед победным прыжком, и объяснил, почему нельзя желать соперникам поражения

Когда я встал на ноги после прыжка, сразу понял, что это — золотая медаль, даже несмотря на то, что в тот момент соперники из других стран еще даже не прыгали, — вспоминает Антон Кушнир.

Тянущиеся минуты ожидания решения судей, прыжков двух китайских спортсменов, и вот, наконец, на табло появляется итоговая таблица результатов, в которой белорусский фристайлист — на первом месте. Это победа, к которой Антон Кушнир шел 22 года, упорно тренируясь. И путь к успеху был непростым.

Или уходи, или оставайся, но ни на что не жалуйся

В секцию фристайла Антон записался еще во втором классе в украинском городе Ровно, где тогда жил. Школьника привлекла реклама этого вида спорта: лыжи, перчатки и очки — что еще нужно мальчишке? У родителей насчет увлечения сына мнение было неоднозначное: папа будущего олимпийского чемпиона всю жизнь играл в футбол, и хотел, чтобы сын занимался индивидуальным спортом, а не играл в команде. Дома отец Антона нашел в Советской энциклопедии небольшую заметку о фристайле, хмыкнул, но все же дал добро. И, возможно, именно он сказал Антону Кушниру самые важные слова, когда тот в один момент хотел уйти из фристайла: “Мужчина должен поступать по-мужски. Поэтому или уходи, или оставайся, но потом уже ни на что не жалуйся”.

Антон остался. В свои 29 лет он уже успел поучаствовать во многих соревнованиях: Кубках мира и Европы, чемпионатах мира, и даже выступил на трех Олимпиадах. Правда, удача на Играх улыбнулась фристайлисту, в 2002 году сменившему украинское гражданство на белорусское, только этой зимой, хотя и на Олимпиаду 2010 года Кушнир ехал главным фаворитом сезона. Тогда Антон стал лидером в квалификации после первого прыжка, но во втором при приземлении у спортсмена отстегнулась лыжа, и в число финалистов ему пробиться не удалось. Постолимпийский сезон удался: он завоевал хрустальный глобус в 2010 году, в 2011 году — медали Кубка мира. В следующих сезонах фристайлиста одолели травмы, и из-за проблем со здоровьем он пропустил чемпионат мира 2013 года, но продолжил участвовать в этапах Кубка мира.

— В последние два года я перенес две травмы на правом колене и две операции, — рассказывает спортсмен. — Средства на первую, которую провели в Испании, помогли найти Белорусский лыжный союз и его председатель Наталья Петкевич. Вторую операцию сделали в Минске, поскольку в США, где я получил травму, мне отказали в страховке. В преддверии Кубка мира прошлого года, этапы которого проходили в Китае, у нас был тренировочный сбор в Финляндии. Тогда мы опасались, что придется пропустить турнир из-за состояния моего здоровья. Сильно болело колено, и на сборе получилось сделать всего четыре тройных прыжка. Мы с главным тренером национальной сборной по фристайлу Николаем Ивановичем Казеко обсуждали перспективы, и решили все же попробовать. И оказались правы: в Китае колено стало болеть меньше, и даже прыгая через боль, мне удалось завоевать серебро.

Остальные этапы Кубка мира также удачно складывались для спортсмена: в Дир Вэлли Антон стал чемпионом, и на Олимпиаду вновь ехал в роли фаворита.

— И в Ванкувере, и в Сочи от меня ждали медали, но выступать было нелегко на обеих Олимпиадах, — рассказывает чемпион. — Мы с тренером выбрали стратегически правильное направление и, закончив Кубок мира с бронзовым результатом, которого тогда не хватало в моей коллекции, настраивались именно на завоевание олимпийской медали, на попадание в суперфинал Сочи.

При этом настраивалась вся команда не только психологически, но и физически. Изменившийся формат соревнований, в котором квалификационные и финальные прыжки проходят в один день, требовал основательной подготовки.

— Столько прыжков подряд сделать на порядок тяжелее, — признался Антон Кушнир. — Но мы были к этому готовы: прорабатывали шаблон соревнований буквально поминутно и посекундно.

В день соревнований, вспоминает спортсмен, он хорошо выспался, поэтому соответствующими были настроение и самочувствие, хотя колено, на котором фристайлист перенес операцию, давало о себе знать: за несколько дней до соревнований боль усилилась, а опухоль перешла на голеностоп. После каждого прыжка на тренировках Антону приходилось снимать ботинок, чтобы нога “отошла”, и даже колоть антибиотики.

— В день соревнований до обеда был мандраж, — с улыбкой рассказывает сейчас фристайлист. — А когда они начались, время летело очень быстро, в мыслях были только работа и прыжки. Перед каждым из них обдумывал все до мелочей, представлял каждый элемент прыжка.

И вот решающий момент суперфинала, в котором Беларусь представлял только Антон Кушнир. И представлял по максимуму: прыжком с пятью вращениями и самым высоким коэффициентом сложности.

— Когда приземлился, понял, что все получилось, и медаль будет, — говорит Антон. — Увидев балл, убедился в том, что задал высокую планку для соперников. Если честно, очень хотел, чтобы китайские спортсмены, выступавшие после меня, удачно приземлились. Друзья и родственники уже после Олимпиады рассказывали, что во время их прыжков постоянно говорили “Падай, падай!”, но я думаю, не стоит желать неудачи соперникам. Если бы они встали на ноги, борьба была бы интереснее, хотя результат, скорее всего, остался бы таким же.

Уже сейчас, оценивая своих соперников, белорусский спортсмен признался, что многих из них считал серьезными. Ведь на Олимпиаду приехали только сильнейшие, а в финале остались лучшие из них. И главным конкурентом, несмотря на успехи соперников, по мнению Антона, нужно считать только самого себя: если выполняешь хороший прыжок, становишься лучше.

Командный результат

Вместе с воспоминаниями о самом счастливом дне в спортивной карьере Антон рассказывает о том, что победа — не только его радость.

— Я очень рад за всех, кто приложил столько сил и энергии к этой медали, — отметил спортсмен. — В этом году отлично сработал весь наш коллектив — все знали и понимали, что нужно делать. И все были отлично подготовлены. Два золота из двух возможных — лучший результат для всей нашей команды.

В жизни олимпийский чемпион Антон Кушнир — простой и очень обаятельный человек, для которого важно отметить вклад каждого в победу на Играх.

— Со стороны может показаться, что у Национального олимпийского комитета было немного работы в преддверии Олимпиады, — говорит Антон. — Но это не так: работать приходилось сутками. Низкий поклон организаторам за то, что они так выкладывались — это дало свои результаты. Отдельно хочется поблагодарить сотрудников Министерства спорта и туризма, руководителя Белорусского лыжного союза Наталью Петкевич и, конечно, Александра Лукашенко за такой прием по возвращении и за все, что они для нас сделали. Не могу не благодарить и своего первого тренера — Галину Петровну Досову, заслуга которой в моей победе очень большая — без нее, я не достиг бы таких успехов. Вскоре она должна приехать в Беларусь из Украины, и мы очень ждем ее. Дима Дащинский и Леша Гришин, пусть им немного и не повезло в Сочи, всегда будут для меня примером — они настоящие легенды фристайла, и я их очень уважаю.

Чемпион и в спорте, и дома

Первыми с победой Антона Кушнира поздравили доктора, которые стояли на выкате с соревновательной площадки. Уже потом начались самые важные поздравления от супруги с сыном и других родственников, приехавших в Сочи поддержать спортсмена.

— Сразу после прыжка я мысленно был уже с ними, хотел обнять, поцеловать и поблагодарить их за то, что все это время они верили в меня и помогали побеждать, — признался Антон.

Из-за сборов и соревнований фристайлиста редко можно застать дома, но его супруга Наталья и сын Платон уже привыкли к тому, что такая у папы работа. Но как только Антон возвращается в Минск, практически не расстается с семьей, и даже на нашу встречу приехал с женой.

— Для меня не был важен результат Олимпиады, — говорит Наталья. — Конечно, я очень хотела, чтобы Антон завоевал золото, ведь он столько лет к этому шел и так этого хотел. Скоро нашему сыну исполнится два года, и хотя он постоянно меняется внешне, в его характере уже проявляются папины черты: малыш ничего не боится, он очень целеустремленный и смелый. И хотя пока Платон не понимает, что папа победил на Олимпиаде, уже твердо знает, что он — чемпион. Как в спорте, так и дома.

Мечты — в тайне

Как ни расспрашивай семью Кушниров о том, на что они потратят 150 тысяч долларов, заработанных на Олимпиаде, они предпочитают от этого вопроса уходить. Тем не менее не так давно Антон рассказывал о том, что семья недавно справила новоселье, и теперь спортсмену предстоит выплатить кредит за новую квартиру в районе Дворца железнодорожников. Да и семья, в которой подрастает один малыш и ждут второго, требует значительных вложений. Супруга чемпиона Наталья призналась, что у них нет и минуты на то, чтобы задуматься о покупках — все время спортсмена занято встречами и интервью. А уже сегодня Антон улетел в Барселону, чтобы там ему вытащили из колена шурупы, которыми укрепили сустав. Вопрос о финансировании этой операции уже решен: в этот раз помочь вызвался Национальный олимпийский комитет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter