Гриц: выстраивание новых цепочек сбыта и поставок — одна из самых актуальных тем для белорусских предприятий

Прямые инвестиции в приоритете

Сегодня выстраивание новых цепочек сбыта и поставок как готовой продукции, так и комплектующих, материалов и оборудования — одна из самых актуальных тем для белорусских предприятий. Хотя результаты 2022 года впечатляют: 80 процентов потерь экспорта от санкций недружественных стран компенсированы приростом в другие регионы и страны. Поэтому расслабляться рано. Особое место в списке стран-партнеров занимает Китай. Уже в среднесрочной перспективе он может стать не только значимым для нас торговым партнером. По результатам 2022-го переместился на вторую позицию. Товарооборот между нашими странами превысил 5 миллиардов долларов, экспорт вырос почти в 1,8 раза, а в планах на текущий год — прибавить еще 15 процентов.

Фото из архива «СБ»

На переговорах с Председателем КНР Си Цзиньпином 1 марта этого года Александр Лукашенко заявил: «Наши производители заинтересованы в изучении компетенций и технологий китайских компаний в формировании компонентной базы, выпуске двигателей, трансмиссий, мостов и прочих агрегатов. Предлагаю создать совместные предприятия в области станкостроения, электротранспорта, производства деталей для сельскохозяйственной техники как в Беларуси, так и в Китае. Кооперация поможет повысить конкурентоспособность продукции». Слова не разошлись с делом. Совокупный экономический эффект от перспективных белорусско-китайских договоренностей, достигнутых и формализованных в ходе данной встречи двух лидеров, оценивается примерно в 3,56 миллиарда долларов в эквиваленте. 

Сумма достаточно значимая, причем даже для наших китайских партнеров. Поэтому неудивительно, что белорусское Правительство незамедлительно приняло данный посыл к исполнению, и уже 2 июня в рамках визита правительственной делегации в Китай замминистра промышленности Александр Ефимов подписал дорожную карту по реализации Меморандума о сотрудничестве между Министерством промышленности Беларуси и Китайской торговой палатой по экспорту и импорту электронной и машиностроительной продукции.

Еще одна причина выбора Китая в качестве стратегического партнера для наших предприятий — это роль самой Поднебесной на международной арене. По номинальному ВВП Китай занимает второе место после Соединенных Штатов с показателем 18,321 триллиона долларов против 25 триллионов соответственно. Для сравнения: ВВП Японии и Германии, занимающих третье и четвертое места в рейтинге крупнейших мировых экономик, — 4,3 и 4 триллиона. 

Как следствие, превращаясь в новый экономический центр, КНР стремится создать вокруг себя пояс стран-сателлитов, объединенных общими политическими и экономическими интересами. Общий объем китайских кредитов уже сопоставим с суммами, выделяемыми Международным валютным фондом. Например, в 2021 году «кредитный портфель» МВФ составил около 60, а Китая — 40 миллиардов. Для белорусских субъектов хозяйствования также доступна целая линейка льготных китайских кредитов как в сотрудничестве нашего Банка развития с Банком развития Китая, так и по льготным коммерческим кредитам в юанях под 3 процента годовых сроком до 20 лет. 

В настоящее время Беларусь и Китай используют новый механизм сотрудничества в торговле, который хорошо себя зарекомендовал по опыту прошлого года: он заключается в экспортных и импортных заявках. На 2023-й заявка по экспорту — 2,2 миллиарда. Также сформирована заявка по импорту из КНР: около 100 компаний заявили более 700 позиций, в которые включаются технологическое оборудование, станки, сырье и материалы. 

Заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества носит двусторонний характер. Торговый конфликт между Китаем и США вызывает у Поднебесной потребность диверсифицировать рынки сбыта своей продукции. А Беларусь с учетом сегодняшних реалий может быть привлекательна для Китая. Высокотехнологичным компаниям важны доступ к инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе и простота решения административных вопросов на этапе строительства и производства. Весь этот пакет преференций наша страна готова предложить потенциальным китайским инвесторам. С этой позиции можно отметить, что почти треть из топ-10 крупнейших производителей КНР, минимальный размер операционной прибыли которых составляет 60 миллиардов, уже присутствует в той или иной мере в нашей стране.

В условиях необратимых трансформаций мирохозяйственных отношений на повестку дня выходит вопрос создания региональных союзов и блоков, где страны будут взаимодействовать на равноправной основе. И мы видим действующие модели — Союзное государство, ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Значит, борьба с санкциями начата системно и с прицелом на долгосрочные цели. У стран — участниц этих образований есть огромное пространство для сотрудничества по разным направлениям. Но в спровоцированных Западом санкционных войнах именно промышленность может стать своеобразным драйвером новых торгово-экономических и инвестиционных отношений. 

И в заключение. Сегодня китайские компании при принятии решений об инвестировании в белорусскую экономику исходят скорее не из экономической целесообразности конкретного проекта, а из высокого уровня политического сотрудничества. Поэтому приток инвестиций в Беларусь — это в большей степени результат реализации договоренностей на высшем уровне. В этой части перед белорусскими профильными ведомствами и компаниями задача перехода от кредитно-инвестиционного сотрудничества к прямым инвестициям должна стать приоритетной. Ключевое значение для успешной реализации этой задачи будет иметь Комплексная стратегия совместного технологического развития Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, над которой сегодня работают госорганы. И главное, чтобы этот документ носил не декларативный, а сугубо прикладной характер.

Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter