Прямолинейные! Поосторожнее на поворотах! В Уголовный кодекс внесены изменения

Принятый в нашей стране в 1999 году новый Уголовный кодекс, несомненно, стал заметным шагом вперед на пути совершенствования правовой системы государства.
Принятый в нашей стране в 1999 году новый Уголовный кодекс, несомненно, стал заметным шагом вперед на пути совершенствования правовой системы государства. Неудивительно, что УК положительно оценили не только отечественные теоретики и практики юриспруденции, но и их зарубежные коллеги. Однако жизнь не стоит на месте, поэтому, естественно, возникла необходимость корректировки уголовного законодательства. 22 июля Президентом был подписан Закон "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь". Прокомментировать этот документ для читателей "СБ" мы попросили судью Конституционного суда, одного из корифеев уголовного права Элису САРКИСОВУ.

- За время действия Уголовного кодекса 1999 года выявился ряд моментов, негативно влияющих на правоприменительную практику, ведущих не к либерализации, а, напротив, к ужесточению уголовной политики. Прежде всего это выразилось в более частом применении судами такого строгого вида наказания, как лишение свободы. Даже несмотря на то что в новом УК санкции многих статей предусматривали альтернативу изоляции от общества. К примеру, если в 1991 году к лишению свободы приговорили 27,8 процента от общего количества осужденных, то в 2002 году - уже 35,7 процента. А ведь в 1991 году УК не предусматривал таких видов наказания, как арест и пожизненное заключение. И если к цифре числа осужденных в 2002 году прибавить еще количество приговоренных к аресту (8,9 процента), а также к пожизненному заключению (0,03 процента), общий показатель направленных в исправительные учреждения составит 23.831 человек, то есть 44,1 процента.

В том числе в связи с подобной тенденцией потребовалось внесение изменений в Уголовный кодекс. Для этого распоряжением Президента была создана рабочая группа под руководством Верховного суда. Итогом ее работы и стало принятие 22 июля соответствующего закона.

Изменения и дополнения, внесенные в УК, с одной стороны, направлены на гуманизацию уголовной ответственности за совершение определенной категории преступлений. А с другой - на ужесточение наказания лиц, виновных во взяточничестве и других проявлениях коррупции (что вытекает из необходимости приведения национального законодательства в соответствие с Европейской конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированной Республикой Беларусь 22 апреля 2003 года).

Благодаря новому закону, в частности, изменяется правовая оценка видов преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Так, если ранее УК относил к менее тяжким умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, то теперь этот предел повышен до 6 лет. Соответственно тяжкими сейчас будут признаваться умышленные преступления, верхняя граница наказания за которые не 10, как ранее, а 12 лет, а к особо тяжким будут причислены преступления, за которые назначается свыше 12 лет лишения свободы (ранее - свыше 10 лет), пожизненное заключение или смертная казнь.

Смягчены подходы к определению видов рецидива и их правовых последствий. Более либеральной будет ответственность за некоторые преступления против собственности. Например, за кражу, совершенную повторно либо группой лиц, ограничение или лишение свободы может быть назначено на срок до 4 лет (ранее - до 5). В пределах такого же срока теперь может быть назначено наказание за кражу, совершенную с проникновением в жилище (раньше за это предусматривалось лишение свободы на срок от 3 до 10 лет). Совершение кражи в крупном размере сейчас грозит наказанием на срок от 2 до 7 лет (ранее - от 3 до 10), а кражи в особо крупном размере - от 3 до 12 лет (ранее - от 7 до 15 лет).

Уголовный кодекс в прежней редакции дифференцировал минимальные и максимальные пределы такого наказания, как штраф, в зависимости от категории преступления. Сейчас же установлены единые размеры штрафа - от 30 до 1 тысячи базовых величин. Наверняка благодаря этому нововведению повысится востребованность на практике такого вида наказания, а значит, в выигрыше останется государство, которому придется затрачивать меньше средств на содержание осужденных к лишению свободы.

Еще одно принципиальное изменение касается определения понятия разбоя. Теперь разбоем будет признаваться завладение имуществом с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия.

Законом от 22 июля 2003 года также предусмотрено смягчение наказания за целый ряд преступлений: грабеж, совершенный с проникновением в жилище, а также грабеж в крупном или особо крупном размере; мошенничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоение либо растрата, повторное мелкое хищение, ограничение конкуренции, порча земель, хулиганство и т.д.

С другой стороны, законодатель учел мировые тенденции усиления борьбы с коррупцией. В связи с этим ужесточена уголовная ответственность должностных лиц за преступления против интересов службы: злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, служебный подлог, получение или дача взятки, посредничество во взяточничестве и др.

В целом же можно сказать, что новый закон направлен на сужение сферы применения наказания в виде лишения свободы за счет более широкого использования альтернативных вариантов, не связанных с изоляцией от общества. Соответственно и уголовная политика государства должна будет развиваться в прогрессивном направлении - активизации и совершенствования мер воспитательно-предупредительного характера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter