Прямо по курсу

О валютном регулировании

На этой неделе ожидалось открытие дополнительной торговой сессии на Белорусской валютно–фондовой бирже. Она должна была дать ответ на актуальный вопрос: каково т.н. рыночное отношение рубля к СКВ? Его ждут банкиры, промышленники, экспортеры и импортеры, население. Но выяснилось, что допсессии не будет. Нацбанк объяснил: альтернативные торги требуют «выполнения значительной подготовительной работы технического характера». Хотя всего неделю назад ни о каких «технических» трудностях не упоминалось... Участники рынка остаются в неопределенности. Она, как известно, хуже всего.


В Послании народу и Парламенту Президент призвал Нацбанк и Правительство действовать четко и скоординированно, не доводить ситуацию в экономике до абсурда. «Все делать надо спокойно, системно», — подчеркивал Александр Лукашенко. Однако пока в действиях экономического блока все же больше суеты, чем системности. Отсутствие четкой стратегии по валютным вопросам, заявления о принятии мер и тут же отказ от них — только еще больше обескураживают участников рынка.


Неясность бьет по производителям. Беседую с представителем крупной кондитерской фабрики. Мне рассказывают: 30 процентов выручки от экспорта, как и положено, сдается по официальному курсу. Чуть больше 3.000 рублей за доллар. Но предприятие работает не только на внешних рынках, а прежде всего обеспечивает внутренний. Конфета — товар импортоемкий. 2/3 стоимости — какао–бобы, орехи, кокосовая стружка, сухофрукты — закупаются за рубежом. Нужна валюта. Ее в день нашего разговора фабрика покупала на межбанке по 5.100 рублей за доллар. В похожей ситуации оказались многие производители. Валюта сдается по одной цене, покупается уже совсем по другой. Курсовые ножницы, понятно, кромсают экономику наших предприятий.


В ожидании ясных сигналов пребывают коммерческие банки. Там, конечно, работают компетентные специалисты. В беседах «не для записи» мне рассказывали, как обходился недавний 10–процентный лимит Нацбанка по курсообразованию. В сделках на межбанке фиксировался курс, приближенный к официальному. Параллельно составлялся договор на оказание информационных, консалтинговых услуг. В него закладывалась разница. Все эти обходные уловки, конечно, не очень хороши. Но что было делать? Клиентам–предприятиям нужна валюта. А желающих продавать ее по курсу, рекомендованному Нацбанком, как–то не находилось. Вот и включали юристы смекалку. Нацбанк позже 10–процентный лимит снял. Но сейчас банкиры говорят об убедительной устной рекомендации: курс не должен превышать 4.500 рублей за доллар. Официального подтверждения этой информации нет. Но межбанковский рынок в последние дни подвис. Однако мало кто сомневается, что «схемы» все равно найдутся.


В тумане неясности пребывают и обыватели. Чтобы удовлетворить спрос на СКВ, некоторые обращаются к валютчикам. И не обязательно к ребятам из «шальных 90–х»: плечистым, в кожанках, с борсеткой. Современные технологии позволяют обходиться без этих раритетных персонажей. В интернете множество предложений вроде «честный валютчик срочно продаст 4.750 долларов по 4.150 рублей». Схема простая. Люди, желающие купить СКВ, находят в сети желающих продать. Вместе идут к обменнику. Через кассира сдают и тут же покупают валюту. А сверху один «благодарит» другого определенной суммой белорусских рублей. Вроде как стопроцентно незаконной валютообменную операцию не назовешь: СКВ сдавалась и покупалась в банке. Но у милиции к таким сделкам наверняка найдутся вопросы. Однако в экономике есть следствия, а есть причины. То, что люди изобретают всевозможные схемы, — плохо. Но ведь все оттого, что нормальным способом удовлетворить спрос на валюту не получается. Почему — это уже вопрос к Нацбанку и Правительству.


Дискуссии по поводу валютного регулирования (отпускать или держать курс), похоже, продолжаются. В итоге никаких решительных, последовательных действий не видно. Но предприятия, банки, население нуждаются в понятной экономической информации! Чего ждать? К чему готовиться? Какие планы строить? Официальные ответы, которые даются на вопросы наших читателей — «Национальный банк и Правительство и далее будут продолжать проводить политику, направленную на обеспечение устойчивости белорусского рубля и расширение его использования в экономических процессах», — увы, не говорят ни о чем.


Требуется ясность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter