Расширение возможностей сельчан для сбыта своей продукции повысит обеспеченность города овощами и фруктами

Прямая связь мегаполиса и деревни

Выскажу крамольную мысль: не слишком ли мы заигрались в крупные форматы торговли? Вот эти громадные гипермаркеты, супермаркеты, сетевые форматы… В их пользу говорит много теоретических, экономических и других выкладок и расчетов. Не буду оспаривать доказательства — пускай этим занимаются экономисты и консультанты узкой направленности. Выступлю как рядовой потребитель, которого не волнуют бизнес-модели, а хочется доступности товаров: по их наличию на прилавке, приемлемой цене и достойному качеству. Что-то с овощной группой у наших сетевых структур, прямо скажем, не заладилось. На мой субъективный взгляд, по ягодному и фруктовому сегменту существует серьезный резерв для совершенства и по цене, и по товарному виду. Можно надавить на ритейл административным ресурсом, выписывать штрафы, а то и уголовные дела возбудить. Но я ударил бы по обороту и открыл бы шлюз для реализации крестьянами своей продукции в крупных городах. Не просто снизил бы регулятивный фактор на рынке, а пошел дальше: создал бы условия для появления ларьков или мест для мобильной торговли и реализации сельчанами своей продукции чуть ли не в каждом квартале. И посмотрим, может ли страна обеспечить себя всем необходимым, если снять швы и ликвидировать лишних посредников между городом и селом. 

коллаж валерии турмович

Магазин задавил ларек

В своей глубокой молодости застал появление первых супермаркетов в Минске. Ходили в них как на аттракцион: большой ассортимент, красивая выкладка, расфасованные товары, отсутствуют отделы с прилавками — концепция самообслуживания после классических универсамов была в диковинку… Правда, цены оказались далеки от демократизма. Средней зарплаты не хватало для покупки билета в эту потребительскую роскошь. Благо существовала альтернатива. Тогда был расцвет торговли самых разнообразных малых форм: ларьки, палатки, торговля со столов, из контейнеров… Такие точки были не только на рынках, но и в большом количестве возле людных мест по всему городу. И там продавали все и по более приемлемым ценам для простого человека. Конечно, возникали вопросы по качеству, могли подсунуть контрафакт, просрочку или попросту обмануть. Защита потребителя однозначно не являлась сильной стороной так называемой неорганизованной торговли. Но изобилие она обеспечила. Тем более ценное после тотального советского дефицита. 

Справедливости ради, надо отметить, что 1990-е были объективно не самым благостным временем с точки зрения базовых продуктов питания. Видело наше поколение и талоны, и купоны, и перебои с поставками то яиц, то масла. Для молодого поколения перевожу: дефицит в те годы — это когда на полках нет масла, например, вообще. Ни жирного, ни более диетического, ни фасованного, ни развесного… Но даже тогда большие магазины, маленькие и другие виды базаров чем-чем, а овощами и фруктами снабжали исправно. Представить себе отсутствие репчатого лука или морковки не хватало фантазии даже привыкшим к дефициту потребителям, родившимся в советские времена. 

В 2000-х экономика вышла на устойчивый трек, благосостояние людей росло, повысился спрос на стационарные магазины с их комфортом, ассортиментом и другими благами цивилизации. В том числе и контролем соответствующих ответственных ведомств, которые следили за благополучием потребителей. Постепенно малые формы торговли почти вымерли. А в некоторых кварталах стали краснокнижными. Нынче можно несколько километров прошагать в Минске и не встретить ни одного ларька, киоска, палатки… Одни не выдержали конкуренции, другие — законодательных требований, третьих ликвидировали в силу их не очень шикарного внешнего вида, который оскорблял архитектурный стиль… Происходил этот процесс под дружные аплодисменты крупного ритейла, который уверенно захватывал потребительский рынок, щедро обещая и потребителям, и властям качество продукции и ее разнообразие, и клялся: только крупный игрок может надавить на производителей, поставщиков и обеспечить самую низкую цену. В последний пункт давно уже не верится. Не буду вдаваться в подробности: все в магазин ходят. 

Но, увы, крупные сети кроме людей в погонах и с наручниками уже и привести в чувство некому. Конкуренция находится на своеобразном уровне: сетей с сетями. Разнообразие форматов торговли весьма скудно. В Беларуси, согласно официальной статистике, более 60 тысяч магазинов и менее 6,4 тысячи палаток и киосков. Так, по крайней мере, было в 2024 году. Кстати, к государственной форме собственности относится только 8 процентов торговли, 64,1 процента — частная собственность и 27,9 процента — иностранная. Не сочтите за экономическую ксенофобию, но стремительная динамика импортного капитала в чувствительной сфере обеспечения людей продуктами питания и другими товарами первой и не первой необходимости настораживает. 

Теперь о рынках. Их количество за последние 15 лет снизилось с 400 до 350. Причем в огромном городе Минске их всего 22 (на 1 апреля 2025 года, согласно Белстату). За тот же период количество торговых мест снизилось со 110 тысяч до 76 тысяч по республике и с 20,6 тысячи до 6,1 тысячи в столице. И еще одна интересная серия цифр. Есть показатель торговых мест на рынках, которые фактически осуществляли розничную торговлю. В республике 15 лет назад их было около 110 тысяч, сейчас — 76 тысяч. В Минске — 17,4 тысячи и чуть более 4 тысяч соответственно. А теперь о магазинах. Их в стране в 1990 году было менее 30 тысяч, в 2010 году — уже более 45 тысяч, а сейчас — более 65 тысяч. Причем в Минске их количество увеличивалось в геометрической прогрессии: было 1,8 тысячи в 1990 году, а к настоящему моменту стало более 12 тысяч. Словом, вы поняли, кто захватил наши потребительские корзины. 

Городская автолавка

Я с уважением отношусь к любому бизнесу. Пускай живут и процветают. Главное, чтобы у меня, потребителя, была альтернатива. А она сегодня по тем же овощам — так себе. Либо сети, либо рынок, который тоже перенасытился профессионализмом в части маркетинга, как продать подороже. А между тем у нас огромная армия сельских тружеников не всегда знает и понимает, как реализовать свою продукцию. И нередко сдает ее оптовикам весьма задешево, а потом она каким-то образом становится дорогой для городских жителей. Можно, конечно, всех поставить под жесткий контроль: крупных оптовиков, мелких, розницу… И в магазинах, и на рынках. Но много ресурсов потребуется. Не пойти ли экономическим путем: пустить в город село? 

Поделюсь своим опытом. Уже добрых лет десять базовые овощи-фрукты практически не приобретаю ни в магазинах, ни на рынке. Есть у меня заветное место: туда приезжает Сергей с витаминами со своего приусадебного участка. И ценник у него приятный, и продукт вкусный. Плюс сало, домашняя кровянка, тушенка, закатки, яйца, мед. Насколько понимаю, часть ассортимента он берет на реализацию у соседей. Этакая местная кооперация. Так вот, стоит Сереже появиться — к нему выстраивается очередь жителей окрестных домов и обитателей офиса. Буквально за несколько часов он расторговывает свой микроавтобус. В этом году дороже двух рублей я у него картошку не покупал. Причем крупную и вкусную, не подмерзшую и не зеленую. Заветное место назвать не могу: не из-за жадности, а в силу сомнений в полной и скрупулезной мере соблюдения всех нормативно-правовых актов и регулятивных норм. 

И вот подумалось: может, хватит уговаривать крупный ритейл и другую громоздкую торговую инфраструктуру нас, горожан, кормить? Предлагаю резкий ход: пустить таких Сергеев в массовом порядке в городские кварталы. Определить место во дворе или где-нибудь в удобном месте, и пускай торгуют. А жители-покупатели решат, нужен им такой формат или нет. Что-то мне подсказывает, большинство будет довольно. И личные подсобные хозяйства получат надежный канал сбыта — стимул для развития малого аграрного бизнеса, точки притяжения предприимчивых людей из города в село. Но самое главное — можно раз и навсегда решить проблему обеспечения людей сезонной продукцией. 

На меня набросятся ревнители и бенефициары регламентов и контроля: как же можно так нецивилизованно подходить к вопросу? А вдруг будет обманывать, обвешивать, гнилью торговать, цены завышать… Не будет. Его местные жители прогонят и откажут в месте. И такое право им надо дать. Не призываю все пускать на самотек дикого рынка. Но, подозреваю, можно снять барьеры и пустить добропорядочных селян напрямую общаться с потребителями. И все у них получится: люди у нас прагматично умеют договариваться. Пекут же у нас торты и пироги на заказ в домашних условиях. Без сертификатов, справок и другой документации. И о массовых отравлениях, слава богу, не слышно: самозанятые кондитеры и клиентами своими дорожат, и боятся плохой славы — благо ее обеспечить по социальным сетям получается очень стремительно. Несомненно, моя идея черновая, требует доработки и проработки. Но лично мне она нравится.
В Беларуси более 900 тысяч личных подсобных хозяйств. И, подозреваю, они смогут накормить страну, если создать бесшовную среду между городом и деревней.
А если другим формам торговли хочется принять в этом участие — милости просим. Мы, покупатели, готовы рассмотреть любые предложения.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter