Прямая речь

Конституционный долг Григорий ВАСИЛЕВИЧ, председатель Конституционного суда, профессор.
Конституционный долг Григорий ВАСИЛЕВИЧ, председатель Конституционного суда, профессор.

Современное белорусское государство в своем развитии прошло ряд важных этапов, которые знаменовались принятием столь же важных юридических актов.

4 марта 1990 года состоялись первые выборы в Верховный Совет Белоруссии на альтернативной основе. За пятилетний период деятельности Верховного Совета 12-го созыва было принято более 500 законодательных актов - почти столько же, сколько приняли Верховные Советы всех предшествующих созывов начиная с 1938 года.

Каждый, в зависимости от его пристрастий, может увидеть в деятельности Верховного Совета в этот непростой отрезок нашей истории как позитивное, так и негативное. Здесь мы лишь констатируем, что его работа проходила в условиях острой критики населения в связи с ухудшением материальных условий жизни, недостаточностью мер по предотвращению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И по сей день Президент А.Г.Лукашенко, парламент, правительство, соответствующие органы государственного управления вынуждены заниматься этими вопросами, направляя для их решения огромные ресурсы.

На просторах СССР с конца 80-х годов набирали мощь центробежные силы. Одними из самых популярных были слова "суверенитет", "независимость", "многопартийность". Именно в этот период было создано законодательство независимого государства. Закрепила процесс создания национальной государственно-правовой системы принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь (вступила в силу 30 марта 1994 г.). Этому предшествовал ряд других судьбоносных событий.

27 июля 90-го принимается Декларация о государственном суверенитете БССР. Интересно, что "памярко›ныя беларусы" (в хорошем смысле этого слова) приняли ее восьмыми среди 15 республик.

25 августа 1991 года декларации, которая до этого имела роль документа, скорее политического, чем юридического (с точки зрения обязательности), был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 года - то есть на верхнюю часть правовой пирамиды выведены акты белорусского государства. Мотивы при голосовании за этот документ были различные, однако закон в правовом отношении если не изменил, то зафиксировал реальную ситуацию, сложившуюся к этому времени.

19 сентября 1991 года БССР Верховным Советом переименовывается в Республику Беларусь, утверждается новая символика, которая впоследствии изменена на референдуме 14 мая 1995 года.

Органы СССР еще пытались что-то изменить, в частности путем принятия

5 сентября 91-го закона СССР "Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период", предусмотрев в нем право делегировать в состав Совета Республик Верховного Совета СССР представителей парламентов союзных республик. Однако попытки "привлечь" парламенты к взаимодействию с центром были безуспешными.

8 декабря 1991 года подвело итог существованию СССР Соглашение между Республикой Беларусь, РСФСР и Украиной об образовании Содружества Независимых Государств.

Параллельно с этими событиями шла работа над текстом новой Конституции. 22 июня 90-го была создана Конституционная комиссия, в рамках которой работали сначала две, а затем одна рабочая группа. Проект Конституции, весьма демократичный по своему содержанию, был готов уже к середине 1991 года, впервые он рассмотрен в ноябре 1991-го, после чего опубликован для народного обсуждения. Однако Верховный Совет не спешил с принятием новой Конституции (возможно, и по той причине, что за этим могли последовать перевыборы). Работа продолжалась почти 4 года.

Огромную роль в приближении сроков принятия Конституции сыграло постановление Верховного Совета от 29 октября 1992 года, которым было принято заявление "О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь", хотя поводом к его принятию было инициирование референдума о доверии Верховному Совету, его роспуске и новых выборах. Отклонив предложение о его проведении (было собрано около 450 тыс. подписей граждан), Верховный Совет определил в качестве главной задачи (как альтернатива, на наш взгляд, референдуму) принятие не позднее 1993 года новой Конституции и проведение не позднее марта 1994-го новых выборов в Верховный Совет. Ни то ни другое не было выполнено...

Принятая 15 марта 1994 года Конституция с учетом новой редакции, одобренной народом на референдуме 24 ноября 1996-го, принципиально отличается от предшествующих Конституций. Назовем основные характерные для них черты:

1) человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (см. преамбулу, ст. 2, 59 и другие статьи Конституции); 2) закреплено верховенство права (ст. 6). Поэтому все позитивное право, т.е. нормативные правовые акты, должны основываться на принципах равенства и справедливости, гуманизме; 3) политический плюрализм, т.е. многообразие идеологий, мнений, политических институтов, запрещаются лишь организации экстремистского толка, пропагандирующие насилие и вражду (ст. 4, 5); 4) многообразие форм собственности, свободное существование частной собственности (ст. 13, 44); 5) разделение властей и их взаимодействие (ст. 6); посредничество при необходимости обеспечивается Главой государства (ст. 79); введен двухпалатный парламент, что направлено на повышение эффективности законодательной власти, усиление контрольной функции.

Действующая редакция Конституции по своему потенциалу и содержанию, закрепленным в ней принципам и нормам сопоставима с текстами Конституций таких стран, как Франция, Россия, США, Италия...

Конечно, провозглашение прогрессивных идей, их конституционное закрепление и исполнение конституционных предписаний нередко составляют определенную дистанцию. Иными словами, очень важно совместить юридическую и "фактическую" Конституцию. Эта задача является актуальной не только для стран молодой демократии, но и для государств с давними традициями уважительного отношения к правовым ценностям. Для этих целей создаются не только органы общей компетенции - Президент, парламент, правительство, но и специализированные органы - конституционные суды, основная задача которых обеспечивать верховенство и непосредственное действие конституционных норм.

Деятельность Конституционного суда нашей страны направлена на достижение закрепленных в Конституции целей. Рассмотрение в Конституционном суде вопросов - нормальный, цивилизованный способ разрешения споров.

В основе деятельности государственных органов и должностных лиц должны быть положения Конституции (см. ст. 59, 137 и др.). К сожалению, приходится констатировать, что еще сильно влияние прошлого на умы отдельных должностных лиц, в том числе и в системе судебной власти, консерватизм.

Аксиома - система восстановления нарушенных прав должна соответствовать Конституции. Когда же ее нарушают отдельные чиновники, должностные лица, облеченные властью, то тем самым подрывается авторитет общегосударственных органов, государства в целом.

Помимо таких важнейших принципов, как верховенство права, конституционность актов, нам необходимо и далее последовательно утверждать доверие граждан к властным структурам, обеспечивать стабильность правового регулирования. Большую ответственность должны нести разработчики проектов, которые часто даже не удосуживаются спрогнозировать последствия принятия правовых актов. Недопустимо придание актам обратной силы, если этим ухудшается правовое положение участников общественных отношений. По своему содержанию нормативные акты должны отличаться правовой определенностью. Следует стремиться к принятию таких документов, чтобы ими соблюдался принцип пропорциональности (соразмерности) ограничения того или иного права достигаемым целям. Система восстановления нарушенного права должна быть ориентирована на эффективную реализацию конституционных прав и свобод. На этом пути еще много недоразумений, надуманных отказов со ссылкой на пробелы в законодательстве, что свидетельствует о необходимости внимательного изучения должностными лицами текста Конституции, который одобрен народом.

При слаженной работе всех органов государственной власти, при учете среди многообразия мнений и предложений наиболее конструктивных наше государство будет и дальше развиваться как правовое, демократическое, социальное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter