Прозрачность нефтяных потоков

Электричество, газ, нефть - три вещи, без которых немыслима работа народного хозяйства, а значит, и существование государства.
Электричество, газ, нефть - три вещи, без которых немыслима работа народного хозяйства, а значит, и существование государства. Категории, в которых неразрывно сплелись в тугой клубок нити экономического и политического свойства. Тем и объясняется особое внимание власти к ним. С первым все более-менее понятно. Электроэнергии Беларусь вырабатывает немало, и недалек тот день, когда сможет полностью обеспечить себя сама. С газом и нефтью сложнее. Ими природа нас, к сожалению, обделила, а посему взоры приходится направлять главным образом на соседнюю Россию. Влияние там государства на газовую отрасль в целом сохранено, и вопросы сотрудничества в этой сфере постоянно находятся в точке пересечения делового прагматизма и дипломатического искусства. Нефть же давно стала полноценным рыночным товаром, и обсуждение связанных с ней вопросов требует соответствующей тональности. Сосредоточенные в стране мощная нефтепереработка и нефтехимия нуждаются в бесперебойном сырьевом обеспечении. С другой стороны, наши заводы в силу своего солидного производственного потенциала и выгодного географического положения весьма привлекательны для иностранного капитала. Где та золотая середина, в которой к обоюдному удовлетворению могут сойтись интересы потенциальных инвесторов и государства?

Вопросы развития белорусского нефтекомплекса на высшем уровне обсуждались не единожды. Последний раз - на совещании у Президента в июле этого года. Тогда правительству были даны вполне конкретные поручения относительно оптимизации поставок в страну углеводородного сырья, организации собственной добычи в России, реконструкции предприятий, ведения дискуссии об участии в этом зарубежного капитала, повышения доходов бюджета от рынка нефти и нефтепродуктов. Вчера Александр Лукашенко вновь собрал ответственных должностных лиц, чтобы оценить выполнение этих поручений.

Стоит признать, что правительство оказалось готово лишь к подведению промежуточных итогов. Работа, конечно, проделана немалая. Особенно в той ее части, которая касается наведения порядка в организации поставок нефти в Беларусь. Этот рынок стал прозрачнее, используемые схемы - эффективнее и полезнее для государства. Но работа по-новому пока только набирает обороты. И Александр Лукашенко обращал внимание на главное: здесь должна царить здоровая конкуренция. Но вместе с тем операторам не следует переходить друг другу дорогу, что в конечном итоге может привести к нежелательным последствиям для всех. Критерий один - приветствуется работа той организации, которая привозит в страну сырье по наиболее низким ценам. И не важно, государственная это или частная компания, белорусская или российская.

Определенные наработки есть и в организации нефтедобычи в России. Рассматриваются разные варианты такого сотрудничества, но переговорный процесс еще идет, и однозначно говорить о том, какая схема предпочтительнее, пока преждевременно. С уверенностью можно говорить лишь о готовности наших специалистов к работе. Об этом после совещания мне рассказал генеральный директор ПО "Белоруснефть" Александр Ляхов. По его словам, технический, технологический, кадровый потенциал предприятия это позволяет делать.

Александр Лукашенко потребовал уже к концу года если не завершить переговоры с потенциальными партнерами, то как минимум четко сформулировать согласованные с ними варианты сотрудничества. Чтобы были видны все недостатки и преимущества каждого из них, что и послужит основанием для конкретных решений. К началу 2004 года правительство должно предоставить детальную схему работы отечественного рынка нефти и нефтепродуктов. Она должна дать ясную картину не только нынешнего состояния нефтекомплекса, но и его ближайших и отдаленных перспектив.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter