Прозрачность до определенных границ

Некоторые "европейцы" ужасно гордятся тем, что они - европейцы.
Некоторые "европейцы" ужасно гордятся тем, что они - европейцы. Это сквозит буквально во всем: в опрятном стиле одежды, в чуть сдержанной, но дружелюбной манере общения, в отношении к духовным и материальным ценностям. Их главное достояние - Евросоюз - любимейшая тема разговоров. А Европейский парламент - не только важнейшая политическая структура, но и центр международного общения.

Этот громадный "Титаник" не случайно создан из стекла. Принцип работы Европарламента - абсолютная прозрачность.

В Брюсселе, столице ЕС, я оказалась благодаря Международному образовательному центру. Поездка носила ознакомительный характер. И поскольку профессиональная особенность любого журналиста - широко открытые глаза, мы сравнивали и оценивали все.

Европейцы относятся с уважением не только к самим себе. Они готовы рассказывать о деятельности институтов Европарламента столько, сколько нужно тем, кто этим интересуется. Не делая разницы между кандидатами в ЕС и теми, кто вступать в него не собирается.

Подобная дипломатичность все же впечатляет не так сильно, как одно из главных достижений - международная денежная единица евро. Тот факт, что национальная валюта в странах ЕС потеряла свое прежнее значение, говорит о том, что Европа - это действительно "как бы одна страна". Стоит въехать в Западную Европу и, кроме архитектурного пейзажа, уже ничего не изменится. Одна на всех валюта и одинаковые права. Особенно впечатляет набирающая обороты политика "лейбиллинга" в области защиты прав потребителя. Это значит, что международная организация, занимающаяся этими проблемами, не только доносит до европейского покупателя подробную информацию о содержании продуктов, которые он приобретает, но и обязывает производителей указывать все вредные вещества на упаковках.

Еще одно любопытное наблюдение, демонстрирующее новый виток единения континента, прошедшего за сто лет и Верден, и Освенцим. После того как во второй тур президентских выборов во Франции вышел небезызвестный националист Жан-Мари Ле Пен, в Брюсселе тут же прошли демонстрации протеста. Правда, Париж и Брюссель разделяют всего несколько часов езды, но все же речь идет о разных странах. И тем не менее - всем до всего есть дело.

Что касается взаимоотношений Евросоюза и Беларуси, то попробую изложить свои личные впечатления, побывав там, где эти отношения куются. С одной стороны, наша европейская страна становится соседом объединяющейся Европы, а с другой - играет активную роль в консолидации стран бывшего СССР. То есть мы находимся как раз в центре процесса, который называют "интеграцией интеграций". Это и означает - экономический и политический мост между Западом и Востоком. Естественно. И речь идет не только о географическом положении. Вероятно, со временем наша страна и ЕС реализуют все возможные выгоды от такого положения.

Но пока развитие взаимовыгодного сотрудничества можно лишь прогнозировать, а вот главную проблему соседства нужно решать уже сейчас. Речь о нелегальной иммиграции. Ведь Беларусь в данном случае является отнюдь не страной потенциальных беженцев, а перевалочным пунктом между Европой и странами третьего мира. Как с одной стороны препятствовать въезду иммигрантов на территорию ЕС, а с другой - не усугублять визовый режим для граждан Беларуси - вопрос остается открытым.

Что же касается главной темы нашего пребывания в Брюсселе - ознакомления с работой средств массовой информации, то не без гордости отмечу, что, в отличие от многих коллег, не испытывала никаких провинциальных комплексов. Даже до того, как газета "Советская Белоруссия" перешла на европейский формат, условия труда и технология производства газетного номера у нас ничуть не отличались от европейских. Во всех странах в газеты пишут журналисты, а редактируют редакторы. И подходя к излюбленному вопросу некоторых коллег: "Сколько свободы слова нужно белорусскому журналисту?", могу точно ответить: "Столько же, сколько бельгийскому или французскому".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter