Как Белорусская железная дорога заботится о здоровье своих пассажиров в период коронавируса

Проводники идей безопасности

Какой бы опасной ни казалась эпидемиологическая обстановка, поездки внутри страны никто не отменял. По работе, к родственникам или просто побродить по незнакомому городу – у каждого пассажира Белорусской железной дороги своя причина, по которой он оказывается в вагоне. Никуда не делись и проводники. Корреспондент «Р» проехался в поезде Минск – Гродно и узнал, как изменились обязанности работников железной дороги в связи с эпидемией коронавируса.

Проводник Елена Лисица ответственно относится к своей работе.

Пассажиры бывают разные

Если театр начинается с вешалки, то вагон поезда – с проводника. С Еленой Лисицей мы встречаемся в Минском вагонном участке УП «Минское отделение Белорусской железной дороги». В свой вагон проводница впускает нас, словно хозяйка в дом. Здесь она завершает последние приготовления, ведь через несколько часов состав выдвинется на вокзал, а потом – прямиком по маршруту следования. Чтобы не отвлекать Елену от работы, беседуем с ней параллельно с уборкой вагона.

Елена работает на железной дороге уже двадцать восьмой год. А началось все, можно сказать, случайно: девушка поступала в училище за компанию с подругой. С того времени многое изменилось. Например, как подмечает проводница, вагоны стали более современными и в них появилось много электроники. Не обошлось и без изменений в портрете среднестатистического пассажира.

– Когда только пришла работать, люди были более простые, не такие требовательные, – делится наблюдениями Елена. – Сейчас, если случаются конфликты, стараемся все уладить. Допустим, кто-то желает включить свет и почитать книжку, а кому-то хочется поспать. Люди разные, к каждому пассажиру нахожу свой подход.

Прослеживает Елена и положительную тенденцию: в последнее время все больше непьющих и некурящих пассажиров. Делать замечания за подобное, а тем более высаживать из поезда по этому поводу не приходится. До временной приостановки международного пассажирского сообщения чаще всего вынужденная высадка происходила на границе по причине проблем с документами.

Время диктует правила

Самый продолжительный рейс, на котором работала Елена, длился 8 дней: четыре дня в одну сторону, в Кишинев, и обратно. В целом она побывала во многих городах нашей страны и мира. Москва, Санкт-Петербург, Симферополь, Будапешт, София, Варна… Список можно перечислять до бесконечности. Правда, как следует познакомиться с их достопримечательностями проводница не смогла, ведь оказывалась она в этих городах прежде всего по работе. Зато насмотрелась на красивые виды из окна поезда.

– Роды в вагоне не принимала, на рейсах, к счастью, никто не умирал, – перечисляет Елена, отвечая на вопрос про то, что ей запомнилось на всю жизнь. – Самые интересные случаи были связаны со знаменитыми артистами.

Однако подробностей и даже имен Елена раскрывать не хочет, чтобы не вмешиваться в частную жизнь людей: в поезде даже самая яркая звезда прежде всего пассажир, а все, что случилось на железной дороге, там же и останется.

Тем временем проводница заканчивает санитарную обработку вагона. С начала эпидемии коронавируса увеличилась кратность обработки дезинфицирующими средствами. После того как все пассажиры вышли, она обрабатывает поверхности: стены, поручни, полки, столы и т. д. И только потом приступает к традиционной уборке. К слову, чтобы повысить эффективность санобработки, в вагонах на время убрали ковровые дорожки. Для пассажиров в санитарных узлах и на входе в вагон появились дозаторы с антисептиком. Также из нововведений – обслуживание в маске и перчатках. Их выдают, когда работники заступают на смену, в том количестве, которое понадобится в течение рейса с учетом рекомендаций Минздрава.

Проводники регулярно обрабатывают поверхности дезраствором.

Поезд отправляется

Тем временем мы с технической станции направляемся на минский железнодорожный вокзал, где поезд примет первых пассажиров. Приехав на место, проводники не спешат запускать людей, жаждущих путешествий: все происходит по графику. Для пассажиров посадка начинается за 20 минут до отправления – этого времени вполне достаточно, чтобы все успели зайти.

На перроне проводники проверяют проездные документы и помогают пассажирам с детьми и пожилым людям сесть в вагон и занести в него багаж. Замечаем, что услуга электронных билетов пользуется популярностью: примерно половина заходящих предъявляет не традиционный квиток, а паспорт. С помощью мобильного терминала контроля проездных документов проводники проверяют, чтобы личность, на чье имя куплен билет, совпадала с той, которая заходит в поезд.

– Уважаемые пассажиры, наш поезд отправляется через пять минут, – звучит бодрый голос Елены, проходящей мимо купе. – Провожающие, пожалуйста, покиньте вагон.

Указанное время проходит, и мы трогаемся с перрона. Уточняю, как здесь соблюдается масочный режим, объявления о котором висят в нескольких местах вагона.

– По правилам все пассажиры должны быть в масках, – объясняет Елена. – Проводник во время перемещения по вагону видит, кто сидит без них, и рекомендует соблюдать требования.

По словам проводницы, пассажиры адекватно реагируют на замечания по поводу масок. К слову, самые «забывчивые» могут купить маску прямо в поезде.

Работа и жизнь

Из-за введения режима профилактики вирусных заболеваний увеличили частоту уборки вагонов. Количество уборок зависит от того, сколько поезд будет в пути. Елена произвела посадку, собрала билеты, разнесла чай тем, кто его заказал, а затем пошла обрабатывать перила и ручки.

Кстати, о чае в стаканах и фирменных подстаканниках. Как их моют? В купе проводника есть раковина, где обрабатываются специальными моющими средствами вся посуда и столовые приборы. Потом их ополаскивают под проточной водой и вытирают полотенцем. В общем, за чистоту стаканов можно не тревожиться.

Что по поводу купе, то у Елены, как и у любого другого проводника, их два: для отдыха и для работы. В одном работница хранит свои вещи, а в другом располагаются холодильник, микроволновая печка и мойка, места для хранения с посудой и чайной продукцией. Отдых и сон у проводников – строго по режиму и зависит от длины маршрута и времени в пути.

– В пути время пролетает быстро, – улыбается Елена. – Спать даже ночью не хочется.

О каких обязанностях проводников мы забыли упомянуть? Они следят за температурным режимом в вагонах: температура должна быть в пределах 20—24 градусов. В случае необходимости включают электроподогрев или подбрасывают каменный уголь в топку, которая находится в тамбуре. И еще одна важная забота проводника – напоминать пассажиру за полчаса о приближении к его станции назначения.

Именно это сейчас и сделала Елена. Мы высаживаемся и отправляемся обратно в Минск. А наша новая знакомая следует дальше, наматывая новые и новые километры. Это уже не просто работа, это целая жизнь.

В ТЕМУ

В Беларуси проводников готовят в трех учреждениях образования: в Брестском и Гомельском государственных профессиональных лицеях железнодорожного транспорта, а также в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта.

ЦИФРА

На Белорусской железной дороге работает около 3500 проводников.

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter