Проводи нас, Петруша, на тракторе…

В своеобразной зоне риска находятся несколько тысяч населенных пунктов. При осеннем ливне или весенней распутице на автомобиле оттуда практически не выбраться. Иные грунтовки в дождливую погоду могут превратиться в непроездные болота с разбитой колеей. Более 65 тысяч километров общая протяженность дорог от райцентров до сельских населенных пунктов, и 11 тысяч из них зачастую именно в таком состоянии.

Каждый шестой километр сельских дорог республики до сих пор остается грунтовым.

В своеобразной зоне риска находятся несколько тысяч населенных пунктов. При осеннем ливне или весенней распутице на автомобиле оттуда практически не выбраться. Иные грунтовки в дождливую погоду могут превратиться в непроездные болота с разбитой колеей. Более 65 тысяч километров общая протяженность дорог от райцентров до сельских населенных пунктов, и 11 тысяч из них зачастую именно в таком состоянии.

Конечно, сегодня деревня деревне рознь. Дорожники стали уделять много внимания агрогородкам и их связи с райцентрами, а вот отрезки, ведущие в отдаленные села, как-то незаметно отошли на задний план. Сельчане даже свою закономерность вывели: у жителей близких к агрогородкам деревень вероятность разрешить свою дорожную проблему намного выше, чем у обитателей окраинных селений.

Мнение субъективное, но отчасти подтверждается фактом: при ежегодном распределении «дорожного» бюджета работы по благоустройству дорожной сети в агрогородках и соединение их с соседними населенными пунктами значатся отдельными строчками. А если не повезло с соседством, дождутся ли жители отдаленной деревеньки хороших дорог?

В Государственной программе возрождения и развития села на 2006—2010 годы есть специальный раздел «Модернизация автомобильных дорог». Речь идет, прежде всего, о создании удобных проездов к 1380 агрогородкам, где обычно размещаются правление хозяйства и сельсовет. За это время подразделения Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций были обязаны построить, отремонтировать и благоустроить почти 14 тысяч километров дорог. Но есть еще и отдельная программа «Дороги Беларуси на 2006—2015 годы».

В конце сентября на коллегии департамента отмечалось, что за январь—август текущего года задание выполнено во всех областях. Отремонтировано около 1140 километров дорог, после реконструкции введено в эксплуатацию 36 километров. В полном объеме справились дорожники и с программой возрождения и развития села в части, касающейся местных дорожных сетей. Освоено 263 миллиарда рублей, за эти средства отремонтировано, реконструировано и построено 863 километра дорог. Еще порядка 75 миллиардов предстоит освоить до конца года.

Что ж, цифры впечатляют, а конкретный результат не совсем. Как говорится, на один пирог слишком много едоков. Не секрет, что часть суммы идет на благоустройство поселковых улиц, асфальтирование мехдворов, зернотоков, на прокладку лесных проездов и так далее. По подсчетам специалистов, физические объемы капитального ремонта дорог ниже нормативной потребности в 4—5 раз. Вот и приходится зачастую не капитально реконструировать, а просто латать дыры.

Страна серьезно взялась за возрождение села. И для этого не в последнюю очередь необходимо поднять транспортную сеть. Это нормально: вся экономика АПК, сама жизнь глубинки держатся на колесах и зависят от их скорости. И не только автомобильной и тракторной — даже лошади без надежной тропы не обойтись.

Некоторое время назад премьер-министр республики, посетив один из районов Минской области, запретил перевозки зерна на большие расстояния. Больше потеряешь, чем заработаешь, и во многом из-за качества дорог. И это, подчеркнем, в столичном регионе. А что уж говорить о глубинке.

А вот здесь может пригодиться опыт работы унитарного предприятия «Гомельоблдорстрой». В 11 районах области создано 13 специальных дорожно-ремонтных пунктов. Они располагаются в агрогородках, что позволило оперативно реагировать на просьбы хозяйственников, повысить эффективность использования машин и механизмов. Важно и то, что работают на этой технике местные жители. Для действенного контроля внедрена спутниковая навигационная система. Повысилась достоверность получаемой информации, что в свою очередь обеспечило качество принимаемых управленческих решений. И это только первый шаг в данном направлении.

Что касается самих агрогородков, то на их жителей, естественно, никто не в обиде. Все логично: количество тамошних новоселов растет, им требуются нормальные условия для жизни. Дорожные — в том числе. Только в прошлом году на развитие автодорожного сообщения в сельской местности направлено порядка 500 миллиардов рублей. Но выбоины и ухабы появляются куда быстрее финансового потока, и во многих местах в непогодь остается надеяться только «на Петрушу с трактором».

Эту характерную для многих белорусских деревень проблему дорожники знают, но пока лишь разводят руками: привести в порядок все транспортные артерии сразу невозможно. Поэтому действовать будут поэтапно. И здесь агрогородки могут сыграть роль «катализатора». «Белавтодор» намерен постепенно подвести к ним все окрестные села, чтобы их жители могли беспрепятственно ездить в свой культурный центр — хоть в ателье, хоть в магазин. А по программе «Дороги Беларуси» к 2015 году в республике не останется ни одной грунтовки.

И еще, давайте не забывать, что на дворе XXI век. Время изменило не только горожан, но и сельчан. Теперь они многое имеют, как в городе: сотовую и факсимильную связь, Интернет... А вот дороги по-прежнему разнятся. Государство дает преференции развитию бизнеса в райцентрах и селах. Но если к ним не пролягут надежные трассы, жизнь экономическая там бурлить не будет. Таковы уж рыночные законы. Сельскую продукцию вывозить надо быстро, как и товары ввозить. По хорошим, разумеется, дорогам.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter