Провинциалка

«Мой любимый оператор Игорь Клебанов обо мне так и говорит: «Ей всегда что-нибудь подкладывают — то живот, то горб...»

В первые дни нового года в Лос–Анджелесе назовут новых лауреатов «Оскара». Среди номинантов — российско–украинский триллер «Иллюзия страха». Правда, есть ли у него шансы получить звание «Лучший иностранный фильм» — еще большой вопрос, уж больно запутанная киноистория. Однако заявки на успех у этой картины определенно имеются — нечасто в одном проекте собирается столько многообещающих персон: один из самых перспективных российских режиссеров Александр Кириенко, оператор Сергей Михальчук, неоднократно признанный лучшим на международных кинофестивалях, и безусловные звезды экрана Андрей Панин, Сергей Гармаш и Алена Бабенко...


Со времени последнего визита Алены в Минск за ней прочно закрепился статус звезды — однако в городской Ратуше, куда большинство гостей нашего знаменитого кинофестиваля «Лiстапад» приезжают прямо с вокзала, она выглядела совсем не по–звездному. Скромный наряд, сдержанные манеры... Сходство со студенткой–отличницей усиливалось еще больше благодаря соседству записного хулигана Алексея Панина, все время нашептывавшего ей на ушко, от чего Алена совсем по–девичьи хихикала. Сразу и не скажешь, что конек Бабенко — фильмы в жанре блокбастера, экшна и триллера...


— Четыре года назад фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры» получил «золото» «Лiстапада». Тогда ваша карьера в кино только начиналась...


— Роль Веры для меня и теперь, пожалуй, самая важная — как важно для любого человека начало чего–либо значительного. В данном случае — моей востребованности у режиссеров. Хотя фактически вообще все началось у меня с Минска — города, где я снялась в своей самой первой картине, сериале «Каменская». А узнавать меня, кстати, стали еще до Веры — после рекламы одной телефонной компании. Павел Григорьевич (Чухрай. — Авт.) мне этого долго не мог простить. Постоянно цедил на съемках сквозь зубы: «Вчера опять видел тебя в рекламе!» Да, съемки были памятные... Представляете, большинство сцен в «Водителе» снималось с 20 дублей! А теперь диск с этим фильмом я дарю в качестве своей визитной карточки.


— А вас не смутило, что по сюжету ваша Вера не только беременная, но еще и хромая? А в фильме Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» вам еще и горб прицепили...


— Мой любимый оператор Игорь Клебанов обо мне так и говорит: «Ей всегда что–нибудь подкладывают — то живот, то горб...» Но ведь не это важно! Важна судьба, личность. Андерсен, например, мою Генриетту называл в своих письмах «лучезарным эльфом»... Буду я перепачканная в кадре или с физическими дефектами, это не важно. Главное — не быть частью декорации, пусть и красивой.


— Прежде чем стать актрисой, вы почти окончили факультет прикладной математики и кибернетики в Томском государственном университете...


— Однако чуть ли не в первый же день, как я туда поступила, увидела объявление студенческого театра миниатюр, набиравшего новых актеров. Мы с подружкой пошли туда, не раздумывая... Ну а после мне предложили прийти на пробы в картину Карена Шахназарова. На роль меня не утвердили, но там я познакомилась с будущим мужем, который быстро убедил меня в том, что не в математике счастье. И за полгода до защиты диплома я уехала с ним в Москву. А после стала студенткой ВГИКа... Это было то еще испытание! Ведь ребята, которые учились со мной, были не просто значительно младше. У меня к тому времени — уже семья и маленький ребенок, а я уходила из дому рано утром и возвращалась к полуночи. Каждый день, помню, вела с собой диалог: быть или не быть мне актрисой? Имею ли я право заниматься постижением азов профессии, оставляя дома сына? Часто вспоминала тогда биографии великих актрис, которые отказывались от семьи и детей ради искусства... Я же человек домашний, привязчивый. Не поверите, в Москве до сих пор чувствую дискомфорт! Мне кажется, что по характеру я провинциалка, и я не хочу терять своей провинциальной сущности. Когда–то, 13 лет назад, я почти каждое утро шла в институт в ужасном настроении, разрываясь между маленьким сыном и любимой профессией. И тогда придумала специальный утренний ритуал переключения своих мыслей на позитивный лад. У меня были заветные 100 метров до институтских дверей, которые я проходила, считая шаги и внимательно разглядывая по дороге распустившийся листочек, какие–то камешки, другие мелочи. Вот так постепенно и научилась видеть в простейших вещах что–то интересное и радостное...


— А ваш сын не мечтает, глядя на вас, сниматься в кино?


— Периодически я его тестирую — подкрадываюсь и говорю: «Никита, не хочешь ли ты быть артистом?» Он говорит: «Нет», — и я думаю: «Как хорошо!» Хотя в летних лагерях он активно участвует во всех мероприятиях, любит играть какие–то сценки... У нас очень открытые отношения, по всем вопросам я обязательно советуюсь с Никитой. И каким бы напряженным ни был мой съемочный график, всегда оставляю время на сына.


— То есть жертвовать личной жизнью ради карьеры вы не готовы?


— Отнюдь. Хотя лет в 18 не ответила бы на этот вопрос так уверенно... А теперь я думаю, что многим нашим женщинам не помешает научиться быть не такими самостоятельными, позволить себе стать по–настоящему слабыми и беззащитными. Ведь, уступая первые роли, женщина становится красивее, нежнее. И мужчина в семье чувствует себя на своем месте...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter