Совершенствование оценки знаний обеспечивает большую прозрачность и справедливость

Проверочная работа

В этом году школьные выпускные испытания и вступительная кампания в вузы пройдут по новым правилам. Что показал репетиционный централизованный экзамен? 
Александр Лукашенко:

— Необходимо обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заведениях для всех поступающих. Вступительная кампания в вузы не должна быть лотереей или удачным стечением обстоятельств для отдельных абитуриентов.

2 декабря 2022 года на совещании по вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы.


Организация на высоком уровне

Минувшим субботним утром школьников за несколько часов до начала РЦЭ собрали в их учебных заведениях. Одно из нововведений: будущие выпускники должны вместе с педагогом на автобусах в сопровождении ГАИ прибыть в пункт сдачи экзамена. Так, БГУ собрал 1800 ребят из 28 средних школ и 9 гимназий Фрунзенского района столицы. 

И хотя на написание работы давалось от полутора до трех с половиной часов (в зависимости от предмета), из аудиторий многие выходили раньше. По словам тех, с кем удалось пообщаться, задания им показались несложными. В целом, ученики выдохнули с облегчением. Все было прекрасно организовано и соответствовало высокому школьному уровню. Немножко все, конечно, волновались из-за того, что это действо проходило вне родных стен школы. Но надо привыкать. Так теперь будет всегда. 

Репетиция же была нужна не только ученикам, но и в целом системе образования. Так, председатель организационной комиссии по проведению централизованного экзамена и централизованного тестирования в БГУ Константин Козадаев назвал прошедшее мероприятие своеобразной разведкой боем. И хотя в широком смысле принципиально нового было не так много (ведь РЦЭ провели по отработанной технологии централизованного тестирования), до мая есть время убрать некоторые шероховатости. Например, массовый подвоз к пункту тестирования создает порой на входе чрезмерное скопление людей. Так что этому моменту необходимо уделить больше внимания. 

Большие перемены

Школьники в качестве ЦЭ сдадут два предмета: государственный язык на выбор и одну из профильных дисциплин. Причем ту, которая необходима при поступлении в учебное заведение. То есть раньше ее бы абитуриент сдавал на ЦТ. Интересно, что изначально, когда только шло горячее обсуждение специалистов Минобразования, депутатского корпуса и педагогической общественности, была идея включить в обязательные предметы ЦЭ математику и один из языков. Однако в таком случае ребята оказались бы не в равных условиях, отметила Лилия Кирьяк, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке. Почему? Потому что поступающим на технические специальности ЦЭ по математике засчитывался бы, в то время как гуманитариям пришлось бы дополнительно сдавать обществоведение, историю и так далее. Так что новая система оценки знаний прошла широкое обсуждение, и то, что мы имеем на выходе, — это своеобразный концентрат из современных тенденций с учетом глобального опыта и наших традиционных подходов. Это, по сути, и есть эволюционный путь белорусской образовательной системы. Ее новая высота. 

В свое время прорывом стал и переход на централизованное тестирование. Президент всегда ставил задачу достижения справедливых и равных условий для всех абитуриентов, а ЦТ как раз и дало возможность убрать из вступительной кампании даже намеки на некие коррупционные составляющие. Теперь пришло время двигаться дальше, перед страной стоят очередные задачи. Образование за последние годы серьезно изменилось: идут цифровые новации, внедряются дистанционные технологии. И нужно уже сейчас закладывать базу на будущее. 

Проще и понятнее

Одно из требований нынешнего этапа — снять с детей излишнюю нагрузку. Действительно, есть ли смысл сдавать тот же русский дважды: первый раз за курс общей средней школы, второй — в формате ЦТ? Это касается и любого другого предмета. 

К тому же проведение выпускного централизованного экзамена вне школы — это ведь тоже шаг вперед. Если раньше, чего греха таить, в родных стенах дети могли что-то подсмотреть на испытании или получить какую-то постороннюю помощь, то сейчас все это исключается. И ЦЭ становится чем-то вроде аттестации учебного заведения. 

Более продуманным стало и предоставление преференций абитуриентам: теперь учитывается гораздо больше достижений школьников. Получает дальнейшее развитие и целевая подготовка — это именно то, что отвечает запросам работодателей и учебных заведений. 

Безусловно, новые подходы помогут привлечь к получению высшего образования самых интеллектуальных и талантливых ребят. Вместе с тем прекратить «миграцию», а проще говоря, беготню поступающих по разным вузам. Ведь в профессию нужно идти по призванию и с учетом своих интересов и способностей.

В ТЕМУ

На репетиционном экзамене было зарегистрировано 53 006 человек. Приняли участие — 52 082 одиннадцатиклассника. 924 не явились в пунк­ты проведения ЦЭ по уважительным причинам (из них по болезни — 820, на оздоровлении в это время находятся 27 человек, 35 принимают участие в международных соревнованиях). Трое ребят во время проведения репетиционного ЦЭ почувствовали недомогание, им была оказана своевременная медицинская помощь. 

Результаты репетиционного ЦЭ будут доступны на сайте РИКЗ по данным паспорта через 2–3 недели после сдачи. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter