Проверка слуха

Не знаю, как ваше утро, а мое московское уже несколько лет начинается с двух кнопок: щелкаю по электрочайнику и практически одновременно по радиоприемнику, который прочно обосновался на кухне и вряд ли в обозримом будущем будет вытеснен приемником телевизионным... Из России — с любовью!

Не знаю, как ваше утро, а мое московское уже несколько лет начинается с двух кнопок: щелкаю по электрочайнику и практически одновременно по радиоприемнику, который прочно обосновался на кухне и вряд ли в обозримом будущем будет вытеснен приемником телевизионным.


Оптимистичное заявление, сделанное в свое время одним из героев фильма «Москва слезам не верит» о том, что через 20 лет будет сплошное телевидение, пока ничем не подтверждается. Во всяком случае, в российской столице. Более того, недавно журнал «Огонек» опубликовал собственные исследования. Их суть в том, что в крупных городах России, включая столицу, все больше людей отказывается от ТВ: времени отнимает много, а информации или эстетического удовольствия в сравнении с долей рекламы в эфирном времени... Словом, есть вопросы.


Мне, конечно, было приятно найти в когда–то очень популярном журнале подтверждение своим наблюдениям о том, что в Москве — новый тренд. Если вы думаете, что это повальное увлечение Интернетом, то не спешите с выводами. И не только потому, что глобальная сеть — это больше развлечение для молодых и дело продвинутых пользователей, — как правило, офисного планктона и их руководителей среднего звена. Я, собственно, не об этом. Интернет — это вам сегодня и электронные версии газет, и сайты ТВ, и ленты информагентств, и блоги, и ЖЖ... Столько всего в одном флаконе, что о сети и попавших в нее стоит говорить отдельно.


Но если речь о классических СМИ, то самым популярным в Москве сегодня, без сомнения, является радио. Оно живет практически в каждой машине, поселяется на кухнях, в магазинах и офисах, прекрасно себя чувствует в телефонах и МР3–плейерах в ушах каждого второго, спешащего вам навстречу. Попробовала подсчитать, сколько радиостанций вещает сегодня в столичном FM–диапазоне. Насчитала 43, хотя в цифре до конца не уверена.


Еще два года назад радиостанций было чуть более 30, а вообще частот в Москве хватит для 50 станций. Главное, в каком формате вещает радио и для какой аудитории. Этим определяется интерес рекламодателей. Большинство станций принадлежит шести медиа–холдингам, развивающим радиобизнес по универсальному закону рынка — спрос — предложение.


Что до меня, то я неоригинальна: прослушав весь диапазон предложений, выяснила для себя, какие из станций не смогу слушать ни при каких условиях. Хотя, скажу прямо, приходится. Потому что глубоко чуждые мне «Юмор», «Хит–FM» и «Шансон» — любимые радиостанции московских таксистов–«бомбистов» и «маршрутчиков». Им все эти шутки в стиле «Комеди клаб» и песни «тюремной радиоточки» нравятся, а разделяют или нет вкусовые пристрастия пассажиры их, по–моему, не сильно волнует. Если попросишь, правда, выключат.


У большинства моих московских знакомых в машине работает «Эхо Москвы» — одна из немногих радиостанций без музыки. С «Эхом» пытаются конкурировать еще несколько станций, ориентированных на разговорный жанр, но получается не так остро: на грани умеренной фронды к власти, которую «Эхо» сделало своим фирменным стилем. Без музыки работает и «Бизнес–FM» — радиостанция с марафоном новостей из мира бирж и котировок. Еще на «Бизнес» любят рассказывать истории брэндов и становления бизнес–империй — бодрит, знаете ли, не хуже Джорджа Майкла!


Если о себе, то свое в московском радиоэфире я нашла путем проб. Слушаю «Серебряный дождь». Недавно прочитала, что «Дождь» — это богемное радио. Может, потому, что ежегодное вручение «Серебряной калоши» за сомнительные достижения в шоу–бизнесе стало одним из самых светских мероприятий в Москве? Или из–за имен ведущих: Владимир Соловьев, Леонид Володарский, Юрий Охочинский, Давид Шнейдеров. Все люди взрослые, солидные, искушенные. Такую публику с очевидно хорошим вкусом слушать интересно. Для тех, кто любит погорячее, недавно на «Дожде» появилась Ксения Собчак с еженедельной программой «Будни барабаки» под девизом: «Учитесь не жить, как я». Не поклонница я этой девушки, но, говоря объективно, программа на самом деле грамотная, умная и креативная. Ксения легко и непринужденно рассказывает обо всех своих встречах за неделю (а встречается она с людьми из мира искусства и бизнеса достойными и интересными), о поездках и впечатлениях с выставок, галерей и т.д. Все очень на уровне и накрывает радиоволной абсолютно новое поколение слушателей. А еще «Серебряный дождь» отличается тем, что там крутят хорошую, незаезженную музыку, рассказывают об интересных книгах. Реанимировали такой жанр, как радиотеатр. С огромным удовольствием прослушала недавно в гениальном исполнении великих русских артистов рассказы Чехова и Толстого. Взялась ли бы я их перечитывать? В обозримые 10 лет своей суетной жизни — вряд ли. А вот по радио, без отрыва от хлопот по хозяйству, с удовольствием!


Итак, внимание: сегодня модно не только писать книги, сниматься в кино и видеоклипах, петь на сцене под фонограмму и быть замужем за олигархом. Модно работать на радио.


Пример Аллы Борисовны — тому подтверждение. Пугачева не так давно ворвалась в стихию московского радиобизнеса со своим радио «Алла». И набирает обороты. Недавно именно в ее пользу было передано 15 неосвоенных частот в российских регионах.


Сейчас вот сижу и мучаюсь вопросом: а у меня голос, интересно, радиофоничен?..

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter