Проверка на разрыв

Ежегодно из нашей страны уезжает около сотни кандидатов и докторов наук.
Ежегодно из нашей страны уезжает около сотни кандидатов и докторов наук. По другим сведениям, столько же каждый год рождается талантов, имеющих все шансы сделать блистательную карьеру на научном поприще. Что же получается? Все белорусские Менделеевы и Ньютоны прямиком отправляются за кордон? К счастью, не все так однозначно. По мнению многих моих авторитетных собеседников, покидают родину не обязательно лучшие: тот, кто гонится за длинным рублем, - не ученый. Слишком декларативно? Возможно. Однако не спешите с выводами...

Многие сверстники 30-летнего инженера-электронщика Вячеслава Гриценко чуть ли не сразу после вуза подались на Запад. Некоторые из них уже обзавелись всеми атрибутами благополучной западной жизни - домиком на Канарах, членством в гольф-клубе, банковским счетом... Недавно и самому Вячеславу одна крупная австрийская компания сделала предложение, от которого по определению "нельзя отказаться". А молодой инженер отказался. Не захотел бросать тему, над которой работает, и научно-производственное предприятие "Тестмаш" НАН Беларуси, директором которого является. Говорит, что, имея голову и руки, можно и здесь заработать. А еще, как ни банально, Вячеслав твердо убежден, что не только в деньгах счастье: есть вещи поважнее.

Впрочем, Вячеславу, можно сказать, повезло. Его вовремя заметили, доверили руководство академическим подразделением. Молодой ученый надежды оправдал: за полтора года из убыточного вытянул "Тестмаш" на уровень прибыльного и ведущего предприятия. Выходит, вовремя выявить талант и умело его "огранить" - не менее важно, чем само наличие таланта. Увы, система подготовки элитных научных кадров, считает главный ученый секретарь НАН Беларуси Сергей Жданок, в стране пока отсутствует. Отстав в области микроэлектроники, мы имеем уникальный шанс обогнать другие страны по тем же наноразработкам. Если, конечно, вырастим достаточно подготовленные для этого прорыва кадры. С массовостью в сфере высшего образования у нас полный порядок: за последние 30 лет число студентов увеличилось в 6 раз, что, безусловно, важно для общего уровня образованности. Но такая потогонная система - лишь среда, из которой отбираются лидеры. Говоря о научной элите, нельзя ориентироваться на общие стандарты: за валом теряется качество. В этом смысле ситуация весьма тревожная: почти никто из бывших участников предметных олимпиад не делает блестящую карьеру в науке, всего 3 - 5 процентов аспирантов защищаются в срок.

Вступительные испытания при поступлении в МФТИ и по сию пору, как вы догадываетесь, нешуточные. И тем не менее вот уже в течение 4 лет студентами физтеха ежегодно становятся 10 - 12 юных белорусских талантов. Нынче завершают учебу первые студенты МФТИ из Беларуси. Но на этом их звездный путь в науку не заканчивается. Как рассказал Сергей Жданок, новоиспеченные физтеховские бакалавры станут первыми магистрантами Академического государственного университета, в который в самое ближайшее время будет реорганизован Институт подготовки научных кадров НАНБ. По предварительным сведениям, новое учебное заведение официально откроется 1 сентября. Впрочем, претендовать на статус студента университета смогут и лучшие студенты белорусских вузов, окончившие 4 курса. Специальности - информатика, физика, прикладная физика, компьютерная безопасность и психология. Такой университет уже создан при Новосибирском отделении РАН, а вскоре аналогичное заведение появится и в Санкт-Петербурге на базе физико-технического института, где директором наш земляк Жорес Алферов. Ни о каком плане набора в академический университет и речи не идет: разве можно принять, скажем, 50 гениев, а остальных оставить за бортом? Таким образом, способные ребята со всей страны соберутся вместе. Представляете, какой потенциал?! Заниматься будущие Королевы и Ландау будут на базовых кафедрах при крупнейших институтах НАН - с первых же дней учебы условия, максимально приближенные к работе в научных коллективах: ни дня вне лаборатории. В результате за два года студенты должны научиться применять фундаментальные знания на практике. Именно этим славится московский физтех. А магистерская диссертация станет основой будущей кандидатской. Кроме того, восходящие звезды науки должны освоить основы менеджмента и несколько иностранных языков. Награда за старания - звание магистра и прекрасные возможности для продолжения научной карьеры в институтах НАНБ. С появлением соответствующей материально-технической базы в Академическом университете станут готовить и бакалавров.

Возможно, многим небезынтересно будет узнать, что зарплата любого западного ученого раз в десять ниже, чем заработки пилота авиалайнера или адвоката. Можно, конечно, наняться, к примеру, на "Фордмоторс" и всю жизнь посвятить увеличению скоростных показателей фордовского двигателя (а не изобретать вечный) и при этом получать в полтора раза больше коллег, бьющихся над фундаментальными задачами. Впрочем, наукой в чистом виде это занятие не назовешь. Как говорится, это уже не вопрос таланта, а вопрос выбора. И тем юным, но светлым белорусским умам, уверяет Сергей Жданок, что выберут научную стезю в своей стране, жалеть не придется. Все ведущие научные коллективы академии заняты в проектах солидных международных организаций и получают за свой труд вполне достойное вознаграждение. В рамках этих проектов проводятся конкурсы среди молодых ученых. Словом, чтобы заработать, вовсе не обязательно растрачивать свой потенциал на шлифовку автомобильного двигателя или стремиться в Силиконовую долину. Кстати, на том же рынке программного продукта спрос превышает предложение примерно на 200 миллиардов долларов в год. Было бы что предложить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter