Феномен целительниц: мифы и научные факты

Проверено шепотом

В чем феномен целительниц: мифы и научные факты

Помогают вопреки здравому смыслу


В деревянном домике в частном секторе микрорайона Кирпичный в Чаусах живет бабушка Настя, целительница в 18-м поколении. Лечить умели в ее роду и бабушки, и дедушки, жили все они долго, до глубокой старости и передавали наследникам свои знания.



Баба Настя вспоминает, как, будучи еще школьницей, часто слышала от старой родственницы: “Ты лучше не уроки учи, а набирайся-ка у меня уму-разуму”. 

Раньше к дому в микрорайоне Кирпичный приезжали за помощью из Москвы, Минска, Гомеля, Могилева. Но теперь местная знаменитость постарела, ей уже за восемьдесят, в день — и то не всякий — может принять не более одного человека, мол, сильно устает.

Знахарка говорит, что лечит любые болезни, причем и у детей, и у взрослых. Иногда ее просят заговорить даже домашний скот. 

Бабушка что-то тихо шепчет на воду, при этом объясняет:

— Вообще-то я воду заговариваю, только если пациент далеко, не может приехать. Самое же сильное лекарство — молитва.

Корреспондентов бабушка принимает настороженно, секретами делится неохотно, очень просит, чтобы в газете не указывали ее адрес, потому что “понаедут отовсюду”, а у нее уже силы не те. Между тем, как она уверяет, отказывать человеку, особенно ребенку, в помощи — большой грех, даже в Пасху, в другие большие церковные праздники. Говорит, иногда к ней привозят детей прямо из роддома, чтобы вылечила от испуга, других напастей.

Бабушка с грустью признается, что еще не решила, кому передать свое мастерство, думает, взвешивает, решает, выбирает кандидатуру, чтобы не ошибиться. Скорее всего, посвятит в свои тайны дочку Зинаиду, но не исключено, что и какого-нибудь внука.

В Витебске тоже есть своя знаменитость — Борис Викторович. Родители маленькой Арины, побывавшие у него на приеме, рассказали “НГ”, что просыпались не просто от плача, а от жуткого крика:

— Мы совершенно не знали, как дочурку успокоить. Она боялась всего. Крик был такой силы, что дочь синела. Врачи пожимали плечами, ведь по всем показаниям малышка здорова. Тогда мы обратились к Борису Викторовичу. После ванночек и водички через пару дней она спокойно спала.

Сам целитель не очень любит привлекать внимание. Он говорит, что для осмотра необходимо огромное количество энергии. Борис Викторович не считает себя ни целителем, ни пророком, ни экстрасенсом. Говорит, что просто умеет “правильно чувствовать”:

— Лечение — дело рук самого человека. Человеческий организм — удивительная вещь! Если мы начинаем верить в свои силы, он может сам себя исцелять. Мысли материальны, поэтому моя задача не только дать необходимый толчок энергии, но и избавить людей от страха.

Когда интонация имеет значение


На самом ли деле в подобных бабушках и дедушках кроется неведомая науке сила? Факты — вещь упрямая, от них просто так не отмахнешься...

Давно изучающий феномен целителей и экстрасенсов Валентин Ламан предполагает, что здесь могут быть задействованы неосознанные силы и знания людей, наподобие шестого чувства. Ведь история знает немало фактов, когда в пограничной ситуации человек, казалось бы, заурядный, проявлял чудеса силы, ловкости, смекалки.



Типичная картина: больной сидит перед знахаркой, она шепчет слова с определенной интонацией, делает жесты руками. Можно вести речь о гипнозе? Валентин Ламан говорит, что заговоры бабушек — не совсем гипноз, хотя его элементы тоже присутствуют. Что такое шепот? Психологи давно доказали: если на человека постоянно кричать, он будет все слабее воспринимать информацию. Тихий голос, наоборот, вызывает чувство доверия, спокойствия, повышенного внимания, а значит, и большей внушаемости. При этом сама речевка, смысл слов и фраз уходят на второй план. Важна интонация. Только она вызывает полную концентрацию мысли и сосредоточенность. Хотя бабки-знахарки трактуют шепот как некий код, позволяющий войти в контакт с миром, для нас неизведанным, потусторонним. И даже дают совет: если хотите, чтобы желание сбылось, — прошепчите его.

Известный врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Дмитрий Сайков подтверждает, что шепот — важная составляющая бабушкиных “наговоров”. Доказано, что форма подачи слова, которая отличается от привычной, воспринимается лучше и оказывает более действенное влияние. Кстати, не хуже шепота здесь может “работать” и повышенная интонация: 

— Хотите — верьте, хотите — нет, но шептухи по своей сути являются психотерапевтами. Пусть они не имеют классического образования, которое, порой, довольно успешно заменяют большим жизненным опытом, но метод их лечения схож, скажем, с моим. В деле психотерапии важна установка. Есть люди, скептически относящиеся к традиционной медицине. “Да что эти врачи могут? А вот бабка в дальнем селе, та — да...” Для таких людей помощь шептухи в некоторых случаях может быть более эффективна, чем дипломированного специалиста.

Когда основная масса людей приходит к бабушке? Когда традиционная медицина признает свое бессилие. Люди в безвыходной ситуации начинают отчаянно верить в последний шанс и тем самым неосознанно включают механизм самовыздоровления. Разумеется, уточняет психотерапевт, речь идет не о серьезных физических заболеваниях, таких как рак и прочие. В первую очередь целительницы помогают при различного рода неврозах — плохом сне, скачках давления, потливости, нервных тиках, энурезах, головных и сердечных болях и так далее.

Случайность чистой воды?


Но как объяснить факты, когда знахарка передает “заговоренную” воду и возбужденный ребенок за сотни, а то и тысячи километров от нее, испив, успокаивается? Почему большинство целителей работают именно с водой?

Японский исследователь информационных свойств воды Масару Эмото заявил о громком открытии: никакие два образца замороженной воды не образуют абсолютно одинаковых кристаллов. Их форма отражает некие особые свойства жидкости. В лаборатории были исследованы образцы воды из различных источников всего мира. Она подвергалась различным видам воздействия, таким как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли человека, молитвы, написанные и произнесенные слова. В качестве примера можно взять простейший эксперимент. Исследователь помещал две надписи на бутылках с водой. На одной было слово “Спасибо”, на другой — “Ты дурак”. Жидкость замораживалась. В первой бутылке формировались красивые симметричные кристаллы, во второй — хаотичные, неправильной формы. Таким образом, сделал вывод ученый, даже слова влияют на структуру воды.


Однако к этим опытам многие ученые относятся скептически. Ведущий научный сотрудник лаборатории гидробиологии и гидроэкологии Института природопользования НАН Василий Пашкевич категоричен: вода — это со школы известная формула из двух молекул водорода и одной — кислорода, и только. Разумеется, у этой жидкости есть свои особые свойства, но они подчиняются известным законам химии и физики:

— Вода может быть жидкой, твердой, газообразной. При замерзании она расширяется. В разных источниках она отличается по химическому составу — имеет различные примеси. С этой точки зрения под воздействием внешних факторов она может менять свои свойства: насыщаться разными микроэлементами, примесями, микрофлорой и микрофауной. Более того, даже говоря о существовании так называемой живой и мертвой воды, я не отступаю от реальности, а оперирую научными фактами. Здесь речь идет не о чудодейственной сказочной жидкости, исцеляющей от всех хворей и даже возвращающей человека к жизни. Я говорю всего лишь о качестве воды, например, ее кислотно-щелочном балансе. Ведь известно, к примеру, что в болотной воде жизни может не быть вовсе. А где-то, наоборот, условия оптимальные для ее бурного развития.

Ученый убежден, что вода никак не может быть хранилищем информации, иметь память. Хотя бы потому, что в жидком виде частицы ее постоянно перемешиваются, не оставаясь в спокойном положении ни единой миллисекунды. “Если притягивать факты за уши, то памятью может обладать лед. Например, из него можно вырезать некую фигурку и передать человеку. Действительно, в этом случае абонент получит какой-то знак”.

При этом Василий Пашкевич признает таланты бабушек-целительниц. Говорит, что сам когда-то обращался к ним, нередко был свидетелем их дара. Есть у него и догадки, почему заговоренная вода действует на расстоянии:

— Бабушка пошептала над водой, передала ее для больного ребенка. Кто принесет ему это снадобье? Скорее всего, родной человек. Как преподнесет воду? Вероятно, скажет: “Попей, сынок, и тебе полегчает. Это добрая бабушка тебе лекарство передала”. Эффект плацебо в той или иной мере неизбежен.

32-летний Сергей Майский до сих пор помнит свое общение с жившей в небольшой деревне Завишино Логойского района бабушкой Леной. Сергею — тогда еще школьнику младших классов — после сильнейшего испуга, спровоцировавшего снохождение, кошмарные сновидения, заикание, нервные тики и еще целый набор проблем, на протяжении долгого времени не могли помочь. Ни в поликлинике, ни в больнице, ни родственники-медики. В панике родители отвезли ребенка к бабе Лене. Та взялась за привычное дело: набрала в металлическую мисочку воды, поводила по ней иголкой, пошептала наговор. Дала выпить больному. И на следующий день как рукой сняло.

— Что это было? — задается вопросом скептик и материалист по жизни Сергей. — Особый вид внушения? Или чудо?

Ученые-медики довольно негативно относятся к деятельности целителей. В первую очередь из-за того, что некоторые люди отдают им предпочтение перед традиционной медициной и тем самым упускают драгоценное время. Однако не признать фактов помощи они не могут. Заведующий кафедрой дерматовенерологии и косметологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Олег Панкратов говорит, что в некоторых случаях помощь шептухи на самом деле оказывают:

— Я знаю, что бабушки лечат от рожи, избавляют от бородавок, исцеляют от испугов, но не могу объяснить этот феномен с научной точки зрения. Могу лишь предположить, что дело здесь вовсе не в таинственных заговорах и магических ритуалах, а во внушении. Медицина знает массу фактов, когда безнадежный больной выздоравливал вопреки всему. Просто не опускал руки, боролся до конца, настраивал себя на исцеление. В результате включались резервные возможности организма к восстановлению. Бабки-шептухи как раз и подталкивают пациента к такой установке.

Давно замечено: народные целители в первую очередь помогают при психосоматических заболеваниях (“Все болезни от нервов!”) — проявлениях испугов, последствий стрессов. Причем исследования показали, что благотворному воздействию шептух в первую очередь подвержены люди внушаемые, легко поддающиеся гипнозу. Получается, главное — верить в свои силы, а лекарь лишь сможет запустить механизм выздоровления.

Недавно российский фонд “Общественное мнение” провел социологический опрос по отношению жителей страны к продавцам оккультных услуг. Оказалось, что только 9 процентов респондентов верят в то, что именующие себя целителями люди реально обладают какими-то способностями. 70 процентов категорически не верит в способности этих людей, 21 процент затрудняется с ответом. Можно с большой долей вероятности предположить, что в нашей стране такой соцопрос показал бы похожие цифры. Отношение к кудесникам и народным целителям становится все более скептическим. И в этом нет ничего удивительного. В наше время развитой медицины, психотерапии отправиться к бабке за тридевять земель — сомнительная затея. В основном на прием к знахаркам приходят те, у кого внутри сидит “ребенок” и отчаянно, до боли зажмурившись, верит в чудо. Но чудо сотворить может только сам человек. А вот с чьей-то помощью или без — это уже другой вопрос.

МНЕНИЯ

Как вы относитесь к бабкам-шептухам?


Нина Богданова, певица, ведущая:

— Не раз приходилось встречаться с бабками-шептухами в детстве — когда болела, родители часто возили к ним. И мне, признаться, это доставляло определенный дискомфорт — то везут в какую-то деревню, то заставляют пить грязную воду, на которую поплевали-пошептали. Сейчас, когда у меня маленькие дети, я тоже, бывает, подумаю: “Ой, плохо спит ребенок, может, стоит тоже куда-то его свозить?” Но дальше мыслей это не продвигается.

Не могу сказать, что я всецело доверяю шептухам. Из тех, с которыми довелось встречаться, мне понравилась только одна. Я уже была подростком и что-то понимала во всем этом. “Что вы, люди, все к нам приезжаете, как за полуфабрикатом: чтобы мы раз нашептали — и все решили, — сказала она. — Вы сами помолитесь, причаститесь, не покушайте мяса, очистите свою энергию”. Очень понравились эти слова. Вместо того чтобы решать реальные проблемы в семье, со здоровьем ребенка, люди едут к бабкам. Может, они и помогают. Однако человек и сам в силах что-то исправить. Чудесные случаи исцеления бывают. Но они бывают как с бабками, так и с медициной.

Владимир Воронков, актер:

— Моя родная бабушка, которой, к сожалению, уже нет, всю жизнь была народной целительницей. И хотя мама работала в больнице, не пускала меня туда — говорила, что они там ничего не умеют. Так и лечила меня всю жизнь сама, зашептывая различные болячки. Помню, сильно распух палец. Мама уже собиралась отвести в больницу, чтобы его вскрыли. Но бабушка сказала: “Вскрывать будешь, когда меня уже не будет”. И накануне операции заговорила на ночь, и я проснулся со здоровым пальцем — будто и не было ничего.

И еще один случай хорошо запомнился. Перед выпускным в школе меня где-то сильно просквозило, и на веке появился ужасный ячмень. Представьте: завтра выпускной, а тут такое! Бабушка что-то пошептала, плюнула — и на утро ячмень как корова языком слизала. Бабушка часто выручала. У меня до сих пор сохранился от нее столетний корень редкого волчьего лыка. Периодически заливаю его и пью вместо таблеток, как бабушка и советовала.

Василий Ядченко, главный редактор научного журнала, преподаватель:

— Неизвестная бабушка, катающая у меня по животу кусочек хлеба и что-то шепчущая при этом, — одно из ярких воспоминаний детства. Когда мне было года 3—4, часто болел живот, вот и повели меня к бабке-шептухе. Не помню, помогло это или нет, но с тех пор к подобным способам решения проблем не прибегал. И не собираюсь.

Ольга Казаченок, специалист по маркетингу:

— В жизни случается разное, многие люди попадают в тяжелые ситуации, про которые они сами говорят: “Наступила черная полоса жизни”. И нередко прибегают за помощью к так называемым бабкам. Мне кажется, что это не выход из ситуации, а просто способ переложить свои проблемы на кого-то другого. Я считаю, что никогда нельзя опускать руки, и если эти испытания выпали на твою долю, ты обязательно с ними справишься и станешь еще сильнее и мудрее. Ведь все что ни делается — к лучшему. Если верить в это, все обязательно наладится, без всяких бабок.

Два меркаваннi

Протаіерэй Сергій Лепін, старшыня Сінадальнага iнфармацыйнага аддзела БПЦ:

— Царква, паводле слова апостала Паўла, “ёсць слуп і падмурак праўды” (1Цім. 3: 15). Святы Ірыней Ліёнскі развівае гэтую думку далей: “Апосталы, як багацей у скарбніцу, цалкам паклалі ў яе ўсё, што адносіцца да ісціны, таму кожны жадаючы бярэ з яе пітво жыцця”. Хрысціянам не трэба піць з “лужын”, бо Царква ёсць крыніца Вады Жывой, даступная для іх пастаянна. Таму звароты да духоўных практык, якія не адносяцца да Царквы, для хрысціян, заганныя: яны з’яўляюцца здрадай Царкве, нявер’ем у Хрыста, Які яе заснаваў, і, у рэшце рэшт, парушэннем Першага і Другога запаветаў, якія забараняюць пакланяцца іншым багам і ствараць сабе розных куміраў, — прытрымлівацца іншых культаў і духоўных практык.

Пісанне кажа: “Да чарадзеяў не хадзіце і не даводзьце сябе да апаганьвання імі” (Лев. 19: 31). Таму да бабак-шаптух, варажбітак, ведзьмаў, калдуноў, экстрасэнсаў і іншых падобных хрысціяне звяртацца не павінны. Цялесныя хваробы трэба лячыць у спецыялізаваных медыцынскіх установах. Адмова ад своечасовага лячэння ў спецыялістаў ці некваліфікаваныя спробы лячэння могуць паслужыць прычынай непапраўнай шкоды здароўю і нават смерці. Духоўныя хваробы трэба лячыць у Царкве шляхам таінстваў Споведзі, Прычасця, Саборавання, у няспыннай працы над сабой, у малітве і чытанні Слова Божага, пры падтрымцы малітвай братоў па веры і прадстацельстве святых.

Таццяна Валодзіна, доктар філалагічных навук, фалькларыст:

— Засноўваюцца замовы на веры ў тое, што сілай слова можна змяніць тую ці іншую сітуацыю — часцей гэта пазбаўленне ад хваробы чалавека, але замаўлялі і жывёлу, і з’явы прыроды, прыкладам, навальніцу, а таксама шапталі ў жыцці сямейным і сацыяльным. 

Узніклі замовы ў часы прадаўнія, дахрысціянскія, калі ўсё навокал адухаўлялася. Чалавек верыў у магчымасць непасрэднага дачынення з усімі насельнікамі сусвету, а таксама з прадметамі і з’явамі. У часы хрысціянства вера ў магчымасці кантакту з сіламі нябачнымі захоўвалася і нават да персанажаў Святога Пісання ў замовах звярталіся прама і па-жыццёваму. Уласна шаптуны ўспрымаліся як праваднікі волі Божай.

Колісь, згодна з друкаванымі крыніцамі, мужчын-знахароў было больш, але і на сёння менавіта яны лічацца больш моцнымі, чым жанчыны.

Замовы ўключаліся ў розныя сітуацыі і станавіліся рэальнай сілай, што аказвала ўплыў на здароўе, псіхічнае і маральнае самаадчуванне асобы, яе стан у грамадстве і адносіны з іншымі людзьмі. У свеце, дзе вера ў магію была ўсеагульнай, замовы сапраўды дапамагалі чалавеку набыць пачуццё ўпэўненасці ў сабе, надзею на ацаленне, надавалі бадзёрасці і волі да супраціўлення.

Гэтыя тэксты ўражваюць сваёй незвычайнай вобразнасцю, зладжанасцю, інтанацыйным і рытмічным складам, толькі ім уласцівай своеасаблівай паэтыкай. Безумоўна, замовы мусілі ўплываць на розныя механізмы чалавечай свядомасці, не ў меншай ступені і падсвядомасці, таму і будаваліся безадносна законаў фармальнай логікі. Дапасаванне недапасавальнага, калі канкрэтнае і абстрактнае ідуць побач, адухаўленне, узаемасувязь усяго з усім, узаемавыводнасць, усеагульная абумоўленасць і ў той жа час панаванне адмысловых уласных законаў — толькі асобныя рысы замоўнага свету.

Сучасная навука яшчэ не дайшла да разумення механізму ўздзеяння замоў на жыццё чалавека. Псіхолагі бачаць у іх уздзеянне на падсвядомасць, фізікі кажуць пра ўздзеянне шума і гукаў, біёлагі — пра біяполе, а з пазіцыі фалькларыстыкі замовы — шлях да аднаўлення страчанай гармоніі. Бо любы збой у жыцці — ці тое хвароба, ці нешчаслівае каханне, ці свара з начальнікам — парушэнне патрабаванай цэласнасці, на вяртанне якое і накіраваная замова. Шмат залежыць і ад асобы шаптуна, знахара. 

На Беларусі ад пачатку XVII стагоддзя зроблена больш за пяць тысяч запісаў замоў. Безумоўна, многія з іх вельмі блізкія і падобныя адна да адной. Больш разгорнутыя замовы на ўсходзе краіны, там гэта цэлыя гісторыі, як спяшаецца на дапамогу хвораму Божая Маці ці на камені Алатыры на востраве Буяне сярод сіняга мора сядзіць дзедзька-лябедзька і высцёбвае пугай хваробу... У заходніх абласцях замовы больш кароткія, часцей нават фармальныя: “Стань, кроў, у ране, як вада ў Ярдані!”

А вось палеская замова, калі не спалі малыя дзеткі:

Госпаду Богу памалюся, Святой Прачыстай Мацеры пакланюся.

Свята Прачыста Божа Маці, прыдзі, памажы крыксы ўгавараці.

Дзед у лясу гукае, сем дочак мае.

У цебе дочкі, у мяне сын. Давай пажэнім.

Хай твае дочкі крычаць-верашчаць, 

а майму (імя) спаць, гуляць, прыбываць, 

усякія вочы прынімаць, вачэй не баяцца.

Сама Прачыстая Божа Маці прыступала, 

(імя) свяшчонаму-хрышчонаму помачы давала.

Прамаўленне замоў суправаджалася шматлікімі абрадавымі дзеяннямі — часцей за ўсё змываннем загаворанай вадой, выкачваннем па цельцу хлебным мякішам ці яйкам, пагладжваннем, вымярэннем ніткай і г. д. Замаўлялі, як правіла, на ўсходзе сонца і як коціцца яно да небасхілу. Тэхнікі замаўлення вельмі розныя — ад хуткага неразборлівага шаптання да выразнага прамаўлення ўслых. Часам патрабавалася перагаворванне замовы не дыхаючы.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter