Проверенные сенсации

Новый закон о средствах массовой информации закрепляет сложившуюся в Беларуси практику в медийной сфере и намечает ориентиры на будущее. Представления о том, что в условиях рынка журналист занят исключительно алхимическим превращением мелких фактов в булыжники сенсаций, думая исключительно о рейтингах или тиражах любимого СМИ, как говорится, не соответствуют реальности. Газеты, журналы, радио и телевидение, конечно, стремятся завоевывать все большие и большие аудитории, но при этом действуют в четких юридических рамках. Именно на совершенствование правового поля, как отметила первый заместитель министра информации Беларуси Лилия Ананич, и направлен подписанный недавно главой государства закон о средствах массовой информации.Лилия Ананич также заявила, что слухи о том, что журналистам станет работать труднее, над ними нависнет меч цензуры и каждое слово придется согласовывать и пересогласовывать,

— не просто преувеличены, а являются болезненным искажением действительности.
Старый (ныне действующий) закон о СМИ был принят в 1995 году. Даже с технической точки зрения это было совершенно другое время. Только-только появились компьютеры. Интернет был уделом избранных. После долгих десятилетий жесткого контроля над периодикой стали выходить частные издания. Иностранный капитал, широко раскрыв кошелек, устремился в медийную сферу, понимая простую истину: кто владеет информацией, владеет миром.
Уже через пару лет после принятия закона-1995 стало ясно, что он устарел еще до появления. И семь лет назад началась подготовка нового. Он создавался непросто. Шли жаркие споры. Документ то подавался как готовый к парламентскому рассмотрению, то опять в нем обнаруживались досадно не учтенные мели, и лоцманская карта для плавания в бурных информационных водах отправлялась на доработку.
На минувшей весенней сессии наконец важный для журналистов “свод правил” поступил в парламент и был принят в двух чтениях.
Лилия Ананич отметила, что в обсуждении законопроекта приняли участие общественные организации, редакции газет, телерадиокомпании. Были учтены рекомендации ОБСЕ. В итоге получился документ, “соответствующий международным стандартам. Он не ущемляет свободу слова, не ухудшает положения журналистов, а направлен на развитие национального информационного пространства. Достигнут баланс интересов между СМИ, государством, журналистом и конкретным человеком”.
В законе закрепляется принцип достоверной информации. То есть слова “как сказал неназванный источник” уже не будут в суде служить смягчающим обстоятельством. Указывается также, что если у издания возникают сомнения в правдивости чьих-то утверждений, то необходимо дать комментарий и другой стороны. Есть лишь одно исключение: это когда передача идет в прямом эфире.
Из новшеств — усиление ответственности учредителя. Но речь не о цензуре. Учредитель должен больше внимания уделять созданному СМИ, чтобы оно развивалось, обновлялось, прирастало тиражом.
Упрощается порядок регистрации средств массовой информации. В то же время устанавливается, что доля иностранного капитала в уставном фонде не может превышать 30 процентов. Однако Лилия Ананич добавила, что эта норма будет действовать для СМИ, которые появятся после вступления закона в силу.
Интерфаксу и ряду выходящих у нас зарубежных рекламных изданий волноваться нечего. Закон не имеет обратной силы. “На данном этапе мы считаем введение этой нормы не только соответствующей международным стандартам, но и определяющей четкое правило, каким образом иностранные субъекты хозяйствования, иностранные граждане могут участвовать в развитии национального информационного пространства Беларуси”, — пояснила первый заместитель министра информации. Кстати, в России эта планка закреплена на уровне 50 процентов, Молдове — 40, Украине, Азербайджане — 30, Казахстане — 20, а в Узбекистане и Таджикистане вообще запрещено участие иностранных юридических и физических лиц в учреждении СМИ.
Международный опыт учитывался и при законодательном закреплении требований обязательной аккредитации для зарубежных журналистов, работающих в Беларуси. Такая практика существует почти во всех государствах мира.
Что же касается Глобальной паутины, то пока только четко регламентируется распространение интернет-аналогов существующих печатных и электронных СМИ. Электронные версии должны соответствовать печатным. Порядок же государственной регистрации самостоятельных интернет-изданий отнесен к компетенции Совета Министров Беларуси.
И еще. У всех журналистов в Беларуси будут удостоверения единого образца, средствам массовой информации в следующем году предстоит пройти перерегистрацию (без взимания платы), появится медийный арбитр — координационный совет при правительстве, а в Мининформе — госреестр всех белорусских СМИ. Таковы лишь некоторые новшества. Закон вступает в силу с 8 февраля будущего года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter