«Провал свалили бы только на меня…»

Вадим Сашурин – о феномене Леонида Корнеенко, «гемоглобиновых граблях» и видах на олимпийский Ванкувер

Вадим Сашурин – о феномене Леонида Корнеенко, «гемоглобиновых граблях» и видах на олимпийский Ванкувер

Самым громким достижением всего зимнего сезона страны, без сомнения, стало «серебро»  19-летнего лыжника Леонида Корнеенко на планетарном первенстве в Японии. Первая награда в суверенной летописи дисциплины добыта под руководством нового главного тренера национальной сборной, одного из самых титулованных биатлонистов, лучшего атлета Беларуси-1999 Вадима САШУРИНА. Этого человека всегда отличали целеустремленность, мужество и решительность. Именно он на свой страх и риск и настоял на включении в состав команды Корнеенко. С Вадимом Леонидовичем и встретился корреспондент «Р» после главного старта года. 

— Какое чувство подсказало вам повезти в Саппоро Корнеенко, чем он приглянулся? 

— Государственная должность обязывает принимать ответственные решения. Хотелось, чтобы земляки выступили в самой престижной гонке соревнований – эстафетной, чтобы Леонид  «обстрелялся» на форуме, проводящемся раз в два года. В случае его провала вся вина легла бы на меня, так как мнение лыжной общественности было категорически против этой кандидатуры. Поддержал меня только гос-тренер Николай Манкевич. 

С другой стороны, в роли наставника начинаешь быстро оценивать функциональные, психологические, технические и иные качества и достоинства спортсменов. К тому же на летнем чемпионате страны Корнеенко стал призером на «пятнашке», на последнем зимнем отборе был вторым вслед за Долидовичем. И как коньковый гонщик, по-моему, он — одно из наиболее ярких дарований Беларуси, в чем несомненная заслуга его личного тренера Дмитрия Проявенко.  

— В первой гонке Леонид сошел с дистанции, во второй – преподнес самую громкую сенсацию чемпионата, в эстафете ничем себя не проявил… 

  В дуатлоне он упал на сложном спуске, потерял много времени, травмировался. Да и со смазкой лыж мы не угадали.  Финишировать уже не было смысла. Хотя я за 27 лет своей биатлонной карьеры всегда завершал дистанции. На топ-турнирах нужно бороться до последнего. Что Корнеенко сполна и удалось на «пятнашке». В эстафете он также выступил в свою силу, но не все здесь от него зависело… 

— В активе нашей дружины в Японии также одно 6-е место и два 15-х. Удовлетворены ли вы в целом итогами своего дебюта на столь высоком уровне? 

— Вполне. На ряде дистанций подопечные провалились, но  гонки, где делали ставку, провели хорошо. К примеру, в командном спринте Виктории Лопатиной и Ольге Василенок ставилась задача войти в восьмерку сильнейших, а они финишировали шестыми. Если б не оттепель и не «мягкая» лыжня, могли быть и выше. В эстафетах и мужчины, и женщины справились с минимальными задачами. Если б Алексей Иванов был в лучшей форме, не приболел в Саппоро Александр Лазуткин, также потягались бы за лучшие позиции.    

— Итог форума мог быть и более весомым, если б не очередные, после Турина-2006,  «гемоглобиновые грабли» нашего лидера Долидовича? 

— Лыжники, проходившие подготовку под моим руководством, избежали подобных напастей. Сергей готовился со своим опытным наставником Иваном Листопадом, что вполне логично. Не видел его продолжительное время, поэтому не могу назвать причину происшедшего, да и некорректно это. Попытались сократить срок его 5-дневной дисквалификации в Саппоро, увы, все оказалось тщетно… 

— Перед началом сезона вы ратовали за пополнение сборной легионерами. Неужто ничему не учит горький опыт предшественников, а ныне и биатлонной дружины?! 

— Можно и нужно готовить классных лыжников и дома. Но на протяжении многих лет у нас не заботились ни о своих тренерских кадрах, ни об атлетах. Такие мастера, как Алексей Трегубов, Николай Семеняко, Вячеслав Плаксунов, Борис Виролайнен, могли еще выступать, и небезуспешно, под флагом страны. В крайнем случае остаться на этой спортивной ниве и быть наставниками, ведь все дипломированные специалисты. Но они оказались ненужными и нашли иное приложение сил. Опытных тренеров у нас можно пересчитать на пальцах одной руки. Раз-два и обчелся и перспективной молодежи. Моя задача теперь — собрать в ядро имеющиеся «крохи» потенциала и зарядить его общей целью. Правда, прежде всего специалисты должны усмирить свои амбиции, перестать склочничать и конфликтовать. 

— Что еще нужно предпринять, чтобы достижение в Стране восходящего солнца получило логическое продолжение и в олимпийском Ванкувере? Ведь на зимних Играх лыжные гонки самые медалеемкие – 12 комплектов наград!  

— Япония еще больше обнажила пропасть отставания от ведущих держав мира. Трудностей еще «воз и маленькая тележка». В сборной до сих пор нет группы сервисменов. Пользуемся спорадической поддержкой отдельных специалистов. Хотя здесь все надо ставить на солидную, современную основу. Подготовка спортинвентаря – это сложнейшая наука. Нет и массажиста. Причем нужен спортивный массаж, а не оздоровительный. Отсутствует в команде и врач. Хорошие медики предпочитают более успешные дисциплины. А главное – во всем должна быть соразмерная мотивация. Нельзя работать на голом энтузиазме. Планку, на которую поднялась сборная, надо удерживать. Но, как известно, легче взойти на пьедестал, чем на него вернуться. Поэтому, надеюсь, наши пожелания и усилия обретут понимание и содействие соответствующих спортивных структур страны.    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter