Билет в Сорбонну и обратно
Да, студенты и преподаватели действительно станут мобильнее. Можно запросто взять и махнуть на семестр в Гамбург или Сорбонну. Правда, уже зародились опасения: мол, начнется утечка мозгов – студенты и специалисты захотят уехать из страны.
– Уверен, такого не будет, – заявил министр образования Михаил Журавков, вернувшись из Еревана, где 14 мая на конференции министров образования стран общеевропейского вузовского пространства принято решение о включении Беларуси в Болонский процесс. Наши студенты и преподаватели и сейчас выезжают на обучение, стажировки, конференции. Часть из них – по международным грантам, немалую финансовую поддержку оказывают Министерство образования и вузы. Министр надеется, что таких стажировок станет больше: «По содержанию мы соответствуем всем требованиям Лиссабонской конвенции (конвенция о признании документов об образовании. – Прим. «ЗН»), а вот мобильность предполагаем развивать».
Но не стоит рассчитывать, что, поступив, например, в БГУ, можно будет уехать и окончить Оксфорд. Европейская практика такова: в какой университет поступал студент, такой и заканчивает. Поменять вуз можно, но при переходе на следующую ступень обучения.
Дипломы в котировке
Многих интересует: признают ли в Европе наши дипломы? Специалисты утверждают, что процедура признания документов об образовании в первую очередь зависит от цели: продолжение образования либо профессиональная деятельность. Например, наш выпускник с дипломом о высшем образовании решил поступать в немецкий вуз для получения магистерской степени. Принимать его на учебу или нет, решает само учебное заведение. Как правило, у белорусских студентов проблем с подтверждением не возникает. Лишь в отдельных случаях документы направляются в центры по оценке документов, созда-ние которых предусмотрено Лиссабонской конвенцией, которую подписала и Беларусь. Конвенция устанавливает общие принципы оценки документов, обязывает страны разработать необходимые процедуры и критерии, установить четкие сроки рассмотрения дел и возможность апелляции.
При устройстве на работает другая схема. В Европе есть так называемые регулируемые профессии. В каждой стране – свой перечень, но обычно к таким профессиям относятся врачи, юристы и педагоги. Обладатели иностранных дипломов обязательно сдают экзамены, которые проводят профессиональные союзы, либо проходят дополнительное обучение. То есть признание документов для профессиональных целей регулируется отдельными европейскими директивами.
Начальник отдела признания документов Республиканского института высшей школы Инна Мицкевич рассказала, что взаимное признание дипломов в Европейском пространстве высшего образования достигается за счет специальных инструментов. Таких, к примеру, как унификация структур высшего образования и принятие рамок квалификаций, использование единого образца приложений к дипломам с подробной информацией о полученном образовании, системы зачетных единиц (кредитов).
В Бухарестском коммюнике министры образования заявили о стремлении сделать признание дипломов автоматическим, однако повсеместно на практике это пока не реализовано.
Спешки не будет
Говорить об автоматическом признании диплома еще рано. Наши системы образования пока отличаются друг от друга. Михаил Журавков объясняет: «Белорусские вузы дают выпускникам квалификацию, которая позволяет сразу приступить к работе. Западная же высшая школа устроена иначе. Там бакалавриат – это общая базовая подготовка, а уж квалификация и специализация доводятся на предприятии. Какой подход лучше, решает сама страна».
А как быть, если выпускник хочет поступать за границу в магистратуру или аспирантуру? «В таком случае должны вступать в силу договоренности между университетами. Как видим, есть вопросы, в том числе законодательного плана, которые еще необходимо урегулировать», – признает Михаил Журавков.
Болонский процесс не требует полной идентичности систем образования.
Законодательство отшлифуют, но с учетом национальных особенностей. Да, над чем-то придется поработать – например, ввести приложения к диплому по европейскому стандарту, разработать документы, по которым студентам, проходящим стажировку в зарубежных вузах, засчитают прослушанные курсы в Беларуси. Никакой спешки при этом не будет.
Знания в кредит
Приложение к диплому в нашей стране уже разрабатывается. В документе укажут пройденные часы, оценки и вместо «часов по курсам» количество так называемых кредитов по ним, а также общее количество кредитов за все время обучения. Кредит – это своего рода мера курсов и предметов. Каждый может выбрать дополнительные предметы, заранее зная, сколько должен «заработать». Но такой выбор – только у старшекурсников. На первом-втором курсах – обязательные дисциплины.
Когда у нас вводили новые образовательные стандарты, систему учебных курсов сделали кратной по часам 17 учебным неделям. Это значит, что в наших вузах учебные курсы составляют 34 часа, 68 часов. Так их проще пересчитать в кредиты.
Что уже сделано
– двухступенчатая система (бакалавриат и магистратура);
– новые образовательные стандарты;
– системы менеджмента качества;
– студенческое самоуправление;
– социальная поддержка студентов.
Справка "ЗН"
Болонский процесс призван сблизить системы высшего образования европейских стран. Начался он 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Все положения договора – рекомендации, а не жесткие юридические обязательства. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина – в 2005-м, Казахстан – в 2010-м. До недавнего времени Беларусь оставалась единственным белым пятном на карте Европы. Теперь и мы – в процессе.