Процесс опоздал. Но пошел

Рубрика "Стоп–кадр"
Мы в целом благополучно пережили первый этап взрывной автомобилизации. Если десяток лет назад лишь редкие счастливцы имели машины, то сегодня их в Минске почти полмиллиона: одна на четырех горожан. Столичная инфраструктура с этим наплывом справляется. В городе пока нет жутких пробок, поскольку проспекты его широки, вовремя строятся развязки и новые улицы, расширяются старые. Даже припарковать машину в центральной части, возле учреждения, офиса или магазина, пока не проблема. Проблема — поставить ее возле дома. К автобуму не готовы городские дворы!

Всего несколько лет назад меня оштрафовали за то, что я лишь двумя колесами заехал на бордюр (чтобы не загромождать узкий проезд) и занял машиной полметра «зеленой зоны». Что сегодня происходит на том же месте, видно на фото. Машины тесно стоят между деревьев, кое–где в два ряда. А куда прикажете их ставить?..

Я думал, признаться, что на проблему уже махнули рукой. Тем более что на этой якобы «зеленой зоне» трава давно не растет: вытоптана. Сейчас земля и вовсе покрыта льдом. Но недавним утром на нелегальном «паркинге» появились инспектора ДПС и... вскоре полтора десятка машин остались без номеров.

Район не называю. Поскольку картина эта (вторжение машин на запретные территории и периодические «чистки» силами милиции) повсеместна.

Здесь три проблемы

Чисто техническая. Где найти во дворах места для законных стоянок и деньги для их обустройства?

Проблема психологическая. В семьях среднего возраста и достатка авто — обычный бытовой атрибут, как холодильник и телевизор. Эти люди не возражают, скорее, мечтают, чтобы машина стояла под окнами. Зато против пожилые пенсионеры. «Понаставили тут машин! Дымите под своими окнами!» — это самые мягкие из их комментариев. На головы водителей, которые зимой подолгу прогревают машины, сыплются проклятия и угрозы...

Наконец, проблема правовая. Если запрет действует, он должен соблюдаться: всеми, всегда, везде! Если противоречит изменившимся реалиям — должен отменяться. Хуже всего, когда правовая норма массово и безнаказанно нарушается: это компрометирует закон как таковой. Именно это и происходит в наших дворах. Словом, в процесс давно пора вмешаться власти!

Начальник отдела благоустройства районного ЖРЭО Тамара Цариковская остроту проблем (и технических, и психологических, и правовых: отстают законодатели) признала и сказала по этому поводу следующее:

— В районе действует программа комплексного благоустройства дворовых территорий, обязательно подразумевающая расширение проездов и устройство парковок. Она принималась на 2003 — 2006 годы и, по логике, завершается, хотя проблема далеко не решена. По причине, в частности, недостатка средств. В этом году, например, в районе построено 35 парковок на... 200 машин. Крохи!

Поэтому в районах столицы по поручению Мингорисполкома разрабатывается специальная программа на 2006 — 2010 годы, касающаяся исключительно устройства парковок. В июле она должна быть готова.

Впрочем, трудно ожидать, что это снимет проблему быстро и окончательно. Поэтому районная власть очень рассчитывает на личные средства и силы самих автовладельцев. Прецеденты уже есть, механизм достаточно отработан. Граждане создают инициативную группу, собирают подписи, обращаются в райисполком...

Если свободное место во дворе есть и если под ним не проходят коммуникации, разрешение дается. Место, как правило, находится. Рубить деревья, конечно, нельзя, но можно ставить машины между ними. Люди сами берут в руки лопаты. Нужно выровнять площадку, засыпать ее песком и щебнем, покрыть асфальтом или плиткой... ЖРЭО всегда поможет техникой и материалами.

Но даже если технические проблемы решены, останутся правовые и психологические. Скажем, построили вы для своей машины площадку, уехали на работу, вернулись вечером, а место... занято. Что делать? Увы, ничего! Прогнать «чужака» вы не сможете. Огородить место цепью с замком вам не позволят. Да и жалобы пенсионеров (которые полвека назад, возможно, своими руками сажали деревца!) едва ли прекратятся. Но важно, что проблема уже попала в поле зрения властей, что уже решается.

...Второй снимок сделан в сотне метров от райотдела милиции. Адрес опять же не важен. Важна тенденция: нарушать запрет, поскольку нет выхода. Станешь под знаком — нарушишь один, въедешь на газон — нарушишь другой. Куда бедному водителю податься? Едва я щелкнул фотоаппаратом, как в одну из машин сел... человек в милицейской форме. Это не в упрек лично ему. Это, повторюсь, к вопросу о всеобщем и полном законопослушании. Машинам нужно не только ездить, но и где–то стоять!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter