Процесс о безнравственности Колобка продолжается

Несколько рассуждений в защиту волшебной сказки
Несколько рассуждений в защиту волшебной сказки

Когда золото листвы перестает наделять поэтов вдохновением, неумолимо превращаясь в бурую массу, а небо начинает напоминать мокрую оберточную бумагу, меня невольно тянет перечитать старые добрые романтические книги. Листать их страницы, ощущать себя словно перед камином с уютно потрескивающим огнем, когда по стенам скользят фантастические тени... Гофман, Гауф, Эдгар По, Новалис, Мериме с его вампирскими историями, Ян Барщевский, Владимир Короткевич... Почему волшебные, романтические сказки имеют такую власть над нашими душами и не помеха тут рассудок с его рациональными возражениями? Может быть, потому, что вначале был миф, а не закон?

А между тем во все времена раздаются голоса о вреде подобной литературы и подобных бредней... Что гофмановские филистеры, заставляющие поэтов служить переписчиками в конторах, что реальные просветители викторианской эпохи, желающие свести литературу для детей к поучениям вроде вот этакого «Предостережения для хорошенькой девочки»:

«Я знаю, глядя в зеркала,

Что я пригожа и мила,

Что обольстительную плоть

Мне милосердный дал Господь.

Но горько думать, что она

В аду гореть обречена».

Рей Брэдбери обрисовал очередной виток «очищения от вредных фантазий» в будущем. Действие его рассказа «Эшер II» происходит в 2005 году. К этому времени «все книги об ужасах и страхах, все фантазии, да что там, все повести о будущем» сожгли. «...Их поставили к библиотечной стене: Санта–Клауса и Всадника без головы, Белоснежку и Домового, и Матушку–Гусыню — все в голос рыдали! — и расстреляли их, потом сожгли бумажные замки и царевен–лягушек, старых королей... Гороховый Стручок зачах в бюрократических зарослях! Спящая красавица была разбужена поцелуем научного работника и испустила дух, когда он вонзил в нее медицинский шприц...» А далее, согласно Брэдбери, настает эпоха Пожарников. Уничтожающих книги.

Великий фантаст в какой–то степени угадал. Сегодня все чаще спорят о вреде волшебных сказок. Что спровоцировано их мутантами, даже, лучше сказать, — их противниками, всевозможной фэнтезийно–оккультической мутью... Журналист Надежда Локтева на православном сайте рассуждает: если сказка — произведение о том, что делает здоровый человек в краю чудес, то фэнтези — то, что делает безумец в прохладном мире виртуальной реальности. В сказке не объясняется процесс превращения лягушки в царевну, а вот Джоан Роулинг, чтобы написать очередную книгу о Гарри Поттере, конкретно изучает магию. Убивая сказку и искушая детей настоящестью эзотерики. В сказке всегда добро и зло полярны. Ребенку нужно знать, где «плохие», где «наши»... А почему он должен болеть за клан вампиров против клана оборотней?

Сознание человека мифологично. Мы лишаемся фантазии постепенно. Ее выпускают из нас по капле, словно кровь, заменяя питательным раствором цивилизации. Вы знаете, почему сегодняшние дети живут в мире «DOOM» и Гарри Поттера? Потому что родители не рассказывали им волшебных сказок. Между старинными сказками и сегодняшними комиксовыми монстрами разница куда больше, нежели между домотканым вышитым рушником и его фабричной стилизацией с набитыми красной краской узорами... Это отравленное воображение. В одном из романов Золя девушка убивает себя простыми полевыми цветами — она заполняет ими герметически закрытую комнату и чудесные ароматы, способные исцелять, становятся ядом...

Каждая сказка — «артефакт». Прошедшая кодировку тысяч поколений информация... Вы думаете, история о Колобке — примитив? А между тем в ней зашифрован рассказ о фазах Луны. Это же целый мифологический космос! Древние ритуалы, сакральные знания, отголоски действительных трагедий — все в сказках... Впрочем, так углубляться стоит только специалистам. А то ведь сегодня некоторые исследователи всерьез считают, что крокодил Гена — воплощение древнего змия... Это из той же серии явлений, когда в 20–х годах в «Литературной газете» появилось открытое письмо 29 писателей, адресованное Максиму Горькому. Заявители возмущались поступком собрата по цеху, Корнея Чуковского, оскорбившего пролетариев–трубочистов (помните: «...а нечистым трубочистам — стыд и срам»?).

Да не станет ребенок, услышавший про то, как Жихарка отправил Бабу–Ягу в печку, отправлять туда же собственную бабушку. А вот поиграв в компьютерных монстров, где не надо ничего придумывать самому, где фантазия спит, — очень даже захочет нацелить автомат, которого у него, по счастью, пока нет, на прохожих...

Увы, человечеству свойственно вновь и вновь наступать на те же грабли. Были в его истории витки увлечения оккультизмом — животным магнетизмом, столоверчением и т.д. Были периоды просветительского рвения, развенчания всего вымышленного...

Знаменитый современный сказочник К.С.Льюис говорил о фантазии так: «Если бы в кресле лежала невидимая кошка, оно казалось бы пустым. Оно пустым кажется. Следовательно, в нем лежит невидимая кошка».

Грустно жить, если видеть вокруг только пустые кресла. Грустно жить в мире, где все озабочены только приобретением конкретных кресел.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter