Протоиерей Евгений Свидерский: Крещение Господне

Когда вода считается действительно крещенской и когда окунание в прорубь действительно оправдано

Когда вода считается действительно крещенской и когда окунание в прорубь действительно оправдано

Январь по праву можно считать таинственным месяцем. Сразу два Господских христианских праздника, стоящих в самом начале календарного года, — Рождество Господа Иисуса Христа и Его Крещение на Иордане — создают особую атмосферу в среде верующих. Согласно Библии, вода является первоматерией, из которой Бог в дальнейшем производит все остальное. Поэтому именно через эту стихию Господь совершает освящение мира по Своем пришествии на землю. И поскольку человек — венец творения Божия, то и водная стихия освящается именно затем, чтобы послужить освящению человека и всей среды его обитания. Бог затем и приходит в мир, который во зле лежит (1 Ин. 5: 19), чтобы очистить его от этого зла, другим словом, освятить его.

Поэтому в христианской богослужебной практике в день праздника Крещения Господня и накануне его — в Крещенский сочельник — принято совершать чин великого освящения воды или чин великой агиасмы (с греч. святыня). Произошедшее на Иордане сошествие Святого Духа “под видом голубя” воспринимается православным сознанием не только как свидетельство о троичности Бога (отчего праздник имеет другое название — Богоявление), но и как освящение воды этой реки всей Святой Троицей для последующего таинства христианского Крещения. А это, в свою очередь, служит основанием для освящения любой другой воды аналогично Иордановой. Из чина водосвятия мы узнаем, что святая вода является источником освящающей силы, даром, который сообщает нам нетление, исцеление недугов, избавление от демонов. Она исполняет нас ангельской силы. Под этим подразумевается прежде всего укрепление воли в святости, непримиримость с грехом. Не нужно ошибочно принимать дар святости за чародейство. Неправильно считать и то, что набранная из крана в день Крещения вода — самая что ни на есть “крещенская”. Там, где имеет место попирание святыни, не может быть благодати Божьей. Эта же водопроводная вода стекает в канализационные стоки. О какой святыне может идти речь?

Крещенская вода должна освящаться! И только эта вода используется для пития, для помазания с целью исцеления болезней, для освящения жилищ.

Есть традиция окунания в день Крещения в прорубь. Такой способ приобщения святыни оправдан в том случае, если правильны его мотивы. По словам святителя Василия Великого, для человека, который, крестившись, не живет христианской жизнью, его Крещение становится простым обливанием водой. Подобную аналогию можно привести для тех, кто заменяет церковные богослужения окунанием в проруби. Еще хуже, когда воды при этом не освящались. Это можно назвать не более чем закаливанием. Человек должен понимать, что смысл окунания в воду — подражание Спасителю, способ богообщения через освященную материю. О великой тайне богообщения говорится в чине великого водоосвящения: “Почерпнем все воду с радостью: ибо с верою почерпающим ее благодать Духа невидимо подается от Христа Бога и Спаса душ наших”. Встреча с Богом обязывает нас подходить к ней с благоговейными чувствами. Климатические условия наших широт создают препятствие следованию по сути доброй традиции. Поэтому Церковь не призывает абсолютно всех быть ее причастниками, а отзывается на просьбы тех, кто имеет определенные силы для совершения такого подвига.

Многие бояться упустить шанс очиститься именно таким образом. Но чего больше в таком “подвиге”: приобщились они Божьей благодати или потешили свою гордыню? Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Важнее ощутить торжество праздника в глубине богослужебных текстов, чем искать смысл Крещения Господня в глубине проруби. Никакое купание не заменит таинство Причащения, в котором мы наиболее тесно встречаемся с Богом. Ничто так не смоет грех, как таинство Исповеди. Поэтому без благословения священника и рекомендации врача следовать на иордань (освящаемая прорубь) не стоит. Неправильно и без элементарного раздумья искупаться “за компанию” в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы — сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Намного лучше, если бы все старались попасть на богослужения в день праздника. Потому что где двое или трое собраны во имя Христа, там и Сам Христос посреди них. А где Бог — там мир, радость, благодушие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter