Протоиерей Евгений СВИДЕРСКИЙ: Как вести себя в храме?

По просьбе читателей “НГ” сегодня и на нескольких следующих встречах расскажу о поведении в храме.

По просьбе читателей “НГ” сегодня и на нескольких следующих встречах расскажу о поведении в храме. Возможно, кто-то давно не был в церкви и позабыл о нормах поведения в ней. Кто-то никогда не задумывался об их необходимости. А кто-то и вовсе никогда не переступал порог храма и боится это сделать лишь потому, что не знает, как себя в нем вести.

Учить поведению в храме на самом деле непросто. Во-первых, иногда какой-то совет может обидеть собеседника. Например, я говорю: нельзя входить в храм с животными или птицами. Реакция одного такова: “Неужели вы считаете, что я на такое способен?” А возмущение другого следующее: “Почему такая дискриминация животных в церкви, ведь их тоже Бог сотворил?” Во-вторых, помимо общепринятых норм поведения в храме, в той или иной местности часто существуют свои благочестивые традиции. Скажешь вразрез этим традициям — сам окажешься в немилости своего собрата-священника и его паствы. К тому же всегда есть частное мнение на тот или иной случай. Прошу все это учесть и не судить меня строго, если в чем-то вы не согласитесь со мной.
Наверное, подсознательно каждому понятно, что храм — это место особенного присутствия Бога на земле. Это понимание должно побуждать нас вести себя в храме благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни. Кто-то может давать наставления, что неподобающим поведением можно навлечь на себя гнев Божий. А иной учит, что главное — не лишиться общения с Богом, не оскорбить Его и не утратить сладких переживаний действия благодати на свою душу. Чьи здесь уроки принять во внимание? И тех, и других.
     Во многом поведению в храме могут научить общие нормы приличия в отношениях между людьми. Все знают, что гостям неприлично заставлять ждать хозяев дома, к которым они приглашены. Сколь же неприлично опаздывать на богослужения в храм, где Хозяин всего мира предлагает нам Свое общение. Приходить к службе надо заблаговременно, за 5—10 минут. Входя в храм, трижды перекреститься и сделать поясной поклон. Это знак исповедания нашей веры в Святую Троицу и в силу Креста как орудия победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. При входе мужчины снимают головные уборы. Многим это не нужно напоминать. Но нынешние этические нормы, например, позволяют находиться мужчине внутри помещения с шапкой на голове. И для кого-то храм может ничем не отличаться от другого помещения. Поэтому повторить это будет нелишним.
Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Проще говоря, если представительницы слабого пола наденут не слишком укороченную юбку или платье, то они смогут избежать не только косых взглядов ревнительниц благочестия преклонных лет, но и смятения в душе, смущения — соответственного ответа свыше по поводу вашего гардероба. Если вы пользуетесь губной помадой, то в храме она — один из первых врагов пребывающих там святынь. Приложились к иконе, а в результате на ней осталась печать вашего “благоговения”. Хорошо, когда икона за стеклом — стереть ее работнику храма будет не так сложно. Но есть иконы открытые, стирать следы помады с них без повреждения краски достаточно сложно. Очень часто так случается во время целования Плащаницы (иконописного изображения положения во гроб Спасителя) перед Пасхой. С каждым годом Плащаница блекнет от постоянных вытираний женского косметического средства. Поэтому, будучи уверенным в солидарности с моими собратьями-священнослужителями, выражаю от имени всех нас огромную просьбу в преддверии главного христианского праздника: не прикладывайтесь к святым изображениям и мощам святых с накрашенными губами. Не на святыне должен остаться ваш след, а в вашей душе должна оставить след святыня! Но это возможно, если вы к ней будете бережно относиться.

(Продолжение в следующем номере.) 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter