Противостояние

Мир снова обратил внимание на проблему контроля над вооружением

Запуск Северной Кореей нескольких ракет, и особенно ракеты «Тэпходон-2», которая в состоянии достичь американской территории, вновь заставил мир обратить внимание на проблему контроля над вооружением. Но главное, как заявил незадолго до этих пусков президент России Владимир Путин, «нас  беспокоит фактический застой в области разоружения».

Лидером в начинающейся гонке вооружений вновь выступают Соединенные Штаты. В связи с этим Россия предложила Вашинг­тону приступить к консультациям о замене Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) новым соглашением в этой сфере. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 году. Согласно ему США и Россия за 15 лет должны сократить суммарное число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках до 1600 единиц. Выполнение этого договора обеспечивает разветвленная система контроля и мер доверия. 

Логическим продолжением Договора СНВ-1 принято сегодня рассматривать Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанный США и Россией в 2002 году. Согласно ему к 2012 году у каждой из сторон должно быть не более 1700—2200 оперативно развернутых ядерных боезарядов. Однако в Договоре СНП не предусмотрен механизм контроля, а боеголовки, хранящиеся на складах, не подлежат учету. К тому же срок действия нынешнего Договора СНВ-1 истекает уже в 2009 году, и, соответственно, прекращают действие и меры по контролю, играющие значительную роль в обеспечении стратегической стабильности и устойчивости в кризисной ситуации. А если учесть, что уже перестал действовать в одностороннем порядке разорванный США Договор по ПРО и Договор СНВ-2, можно констатировать, что дело идет к потере контроля над вооружением. 

Так много ли стоят попытки тех же США взять под контроль «мирового сообщества» развитие современного во­оружения в той же Северной Корее и других странах мира? Именно стремление США закрепить за собой статус единственной сверхдержавы и по-своему вершить все дела в мире вынуждает другие страны делать все возможное и невозможное, чтобы обеспечить свою безопасность, в том числе и за счет создания собственного потенциала ядерного сдерживания. 

Сегодня, помимо пяти  официальных членов ядерного клуба – США, России, Великобритании, Франции, Китая — и трех неофициальных, но обладающих ядерным оружием, таких, как Израиль, Индия, Пакистан, еще около 20 стран обладают потенциалом для его создания. Та же Северная Корея заявила о создании атомной бомбы. 

Растет и число стран, обладающих средствами доставки ядерного оружия на большие расстояния. Уже почти 30 стран имеют баллистические ракеты, из них 18 государств сами производят эти ракеты. 

Многие эксперты убеждены, что сегодня гонка вооружений, имеющая многосторонний характер, становится все менее предсказуемой и еще более опасной, чем в период советско-американской конфронтации. С тревогой наблюдая за развитием этих событий, все больше людей в мире убеждаются, что если позволить действовать  прежним  подходам, то мир вновь будет обречен на бесплодное противостояние, которое ничего хорошего ему не сулит. И потому предложение России о необходимости возобновления диалога по важнейшим разоруженческим проблемам вызвало широчайший международный резонанс и поддержку во всем мире. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter