Противоречивая гармония истории

Май 2010 года принес два знаковых юбилея - 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и 15-летие установления нынешних государственных герба и флага... Мнения: оглядываясь на май

Май 2010 года принес два знаковых юбилея - 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и 15-летие установления нынешних государственных герба и флага. "Возраст" первого юбилея вполне "ветеранский". У второго - еще только "отроческий". Отличают их и исторические масштабы. Юбилей Победы восходит к событию планетарному. Новая госсимволика касательство имеет к нашей отдельно взятой стране. Велика и разница международно-правового порядка. Беларусь во Второй мировой войне участвовала, будучи частью СССР. Майский референдум 1995 года проходил уже в независимом государстве.


Однако при всей указанной разнице между обоими юбилеями их объединяет внутренняя связь. Хотя она внешне уже не столь очевидна. Как известно из истории, в начальной фазе становления новых независимых государств национальное сознание в определяющей степени формируется вокруг самых "выигрышных" страниц их исторического прошлого. Причем в наибольшей цене именно те, которые близки к современности. Особенно востребованны в этом отношении и периоды реального существования национальных государств. К примеру, неоценимым подспорьем для консолидации национального сознания и последовавшего в начале 1990-х гг. выхода прибалтийских республик из СССР стал 20-летний период независимости Литвы, Латвии и Эстонии в первой половине ХХ века.


В белорусском же случае (равно как и в украинском или молдавском) карты истории "выпали" иначе. Здесь наиболее славный и одновременно трагический для Беларуси период истории связан с белорусским советским протогосударством времен Великой Отечественной войны. 10-миллионная БССР "выставила" на борьбу с нацизмом более полутора миллионов фронтовиков, партизан, подпольщиков. Ее потери - 2 млн. 230 тыс. чел. (военнослужащих действующей армии, партизан, подпольщиков, мирного населения) - относительно общего числа жителей оказались самыми высокими во Второй мировой войне. Исключительность подвига и трагедии белорусского народа сыграли свою роль при создании в конце войны самой универсальной в истории человечества международной организации - ООН. Западные союзники согласились на вступление БССР (как и УССР) в ООН с почетным статусом "государства-учредителя". Хотя настоящим государством тогда она и не была!


При отсутствии опыта недавней национальной государственности, сопоставимого с прибалтийским, период Великой Отечественной становится "опорной" исторической эпохой для "кристаллизации" массового сознания в условиях "перестройки" и независимости Беларуси. В эти же годы национал-демократы предпринимали настойчивые попытки, с одной стороны, "привить" белорусскому массовому сознанию отношение к истории Великого княжества Литовского (ВКЛ) как к "золотым временам" белорусской государственности, а с другой - сформировать в нем представление, что Белорусская Народная Республика (БНР) - это опыт строительства белорусского государства уже в новейшее время. Провал августовского путча 1991 года создал для этого особо благоприятные условия: "бел-чырвона-белы" флаг и герб "Пагоня" становятся официальными госсимволами.


Но, как сказано классиком, "история - не тротуар Невского проспекта". Несмотря на достаточно массированную пропаганду новых госсимволов в течение почти 4 лет, три четверти проголосовавших в ходе референдума 14 мая 1995 года граждан тем не менее высказались за их замену. И только одна пятая (20,5%) против. Следовательно, для абсолютного большинства наших сограждан советский период Беларуси кажется куда более основательной исторической "опорой", нежели ВКЛ и тем более БНР (которая не была реально функционирующим государством, кроме того, ряд ее видных деятелей сыграл впоследствии видную роль в коллаборационизме с нацистами).


Обдумывая слова одного из "отцов белорусской демократии", который в связи с 15-летием референдума 1995 года заявил, что нынешняя госсимволика будет заменена "на следующий день" (!) после смены в Беларуси политического режима, я вспомнил о двух недавних референдумах в Ирландии. А также о предыдущих референдумах по поводу Европейской конституции во Франции и Голландии. Как известно, после оглушительного провала в двух последних странах творцы Евроконституции сильно урезали ее, но и этот вариант был отвергнут большинством ирландцев в ходе первого референдума. И вот здесь уже проявила себя особая культура уважения к законно выраженному мнению народа, пусть даже и ошибочному, с точки зрения политического класса.


Вместо того чтобы обличать массовое сознание в том, что "оно не способно к самостоятельным ответственным решениям", ирландские "еврооптимисты" начали упорную кампанию за привлечение на свою сторону колеблющихся "евроскептиков". И в результате победили на втором референдуме...


Именно так, только путем референдума может решаться и вопрос о госсимволике. И 15-летие именно народного выбора отмечали мы в майские дни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter