Корреспондент «Р» на один день примерила на себя роль квартирной мошенницы

Против вора есть приемы

«Это же все же, все, шо нажито непосильным трудом, — все погибло! Магнитофон импортный, пиджак замшевый…» Известное высказывание Антона Семеновича Шпака из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» приходит на ум, когда некоторые беспечные горожане попадают в подобные неприятные ситуации. Причем зачастую потерпевшие сами впускают злоумышленников в дом. Чтобы проверить, легко ли проникнуть сегодня незнакомцу в чужое жилье, корреспондент «Р» на один день примерила на себя роль квартирной мошенницы. 

Участковый Олег КОХОВЕЦ и пенсионерка Александра Васильевна.

Одной отправляться на такую проверку боязно, мало ли что, поэтому милиция идет со мной. Моим напарником стал участковый инспектор Центрального РУВД Минска Олег Коховец, который знает свой участок от и до. Он заранее составил список потенциальных «жертв», которых мы сегодня наведаем. Первая — Александра Васильевна, живущая в одном из многоэтажных домов на улице Заславской.  

— Живет одна, родственников нет. Она в группе риска. Когда здоровье больше не позволяет выходить на улицу, бабушки и дедушки рады любому посетителю, — объясняет свой выбор участковый, пока я звоню в домофон. 

Пару недель назад Олег Викторович разговаривал с Александрой Васильевной на эту тему, теперь ему самому интересно проверить, усвоила ли пенсионерка его уроки. 

Выбор повода для визита широчайший: от почтальона до медсестры. Чтобы не прогадать, представляюсь соцработником, уж они-то у одиноких пенсионеров частые гости. 

— Добрый день! — лепечу приветливым голоском в домофон. — Я соцработник, провожу анкетирование среди лиц преклонного возраста с целью выяснения уровня вашего социального обеспечения, — для пущей убедительности бросаю пару канцелярских фраз.

— Вы одна?

— Да.

Дверь отворяется. Поднимаюсь на этаж — Александра Васильевна уже встречает меня на пороге квартиры. То обстоятельство, что вместе со мной в ее жилище вошел наш фотограф — мужчина ростом под два метра, — пенсионерку ничуть не напугало. Она продолжала радушно предлагать нам чай «с брусничным вареньицем». Вторгнуться в личное пространство пенсионерки оказалось несложно.

— Ну что же вы меня подводите, Александра Васильевна, — на пороге появляется Олег Коховец. — Я же вам столько раз объяснял: нельзя впускать незнакомцев. 

— Ну так у девушки такой приветливый голос, и сама она вон какая маленькая и хрупкая, я и не подумала, что она может мне что-нибудь сделать, — Александра Васильевна выглядит расстроенной, понимает: вместо нас могли прийти настоящие мошенники.

По словам участкового, именно на это и рассчитывают воры. Берут в команду женщину, и, считай, дело сделано. Чаще всего преступники работают группами: пока один отвлекает, второй забирает то, что плохо лежит. Как показывает практика, на преступления чаще всего идут днем: активная часть населения на работе, а дома остаются только дети и пенсионеры, которые слишком доверчивы и не смогут оказать сопротивления в случае разоблачения. 

— Люди, которые ушли на пенсию недавно, более осторожные. Они до мельчайших деталей будут уточнять цель визита. Престарелых жильцов обмануть проще, — объясняет инспектор, пока мы идем на другой адрес. 

В следующую квартиру на проспекте Победителей, 48 я заходила уже более уверенно, зная, что никто не собирается меня разоблачать: ее владелице за 80.

— Тамара Михайловна, это ваш участковый терапевт из 4-й поликлиники, пришла проверить ваше здоровье, — на ходу импровизирую. 

Видимо, обращение по имени-отчеству подействовало, и бабушка решила, что я точно из поликлиники, откуда же еще знаю ее имя. Тем более, по словам Олега Коховца, врачи у Тамары Михайловны частые гости: она инвалид 2-й группы с детства.   

Пенсионерка встречает нас у лифта: дверь квартиры нараспашку, заходи и бери что хочешь. 

— Так я не поняла, вы давление мерить не будете? Померили бы, раз уж пришли, — доверчивая пенсионерка никак не возьмет в толк, что мы не врачи.

— Что же вы так неосмотрительны, пускаете в дом посторонних, даже удостоверение не попросили глянуть, — журю бабушку.

— Да у меня и брать-то нечего. Вот только это, — достает из сумки деньги. — На лекарства откладываю, мало ли, заболею, годы все-таки… 

В надежде на то, что хотя бы кто-то попытается вызвать милицию, идем дальше. Следующая в списке — Улима Филипповна, живущая в доме напротив. «Она женщина опытная и осторожная», —  Олег Коховец в своей подопечной уверен. «Уж тут-то точно погонят нас в шею!» — думаю я, звоня в домофон.

— День добрый! Поступило сообщение, что в  вашей квартире утечка газа, — для разно­образия решаю представиться ра­ботником газовой службы.

— У меня электроплита, — слышу короткий ответ, и связь обрывается.

Набираю соседнюю квартиру, говорю то же самое, и ответивший сразу жмет на кнопку. Так что домофон от мошенников не защитит. Стоит набрать номер любой квартиры и произнести «Ключи забыл» или «Снимаю показания счетчиков», как жильцы сами открывают дверь, не вникая в подробности.   

Поднимаемся на этаж и звоним Улиме Филипповне. Кто-то дотопал до двери, посмотрел в глазок и затаился.  

— А вы кто? Из какой службы? Удостоверения есть? И где ваши инструменты? — из соседней квартиры выглядывает бдительная  женщина в халате и буквально засыпает нас вопросами. — Странно все это! Сейчас я участковому позвоню, проверю.  

Женщина, конечно, молодец, что переживает за одинокую престарелую соседку, но все же решать такие вопросы надо не через открытые настежь двери, а при помощи телефона, позже объяснил инспектор. 

Кстати, обо всех плановых работах ЖЭСы предупреждают заранее. Если вы не имеете привычки читать объявления на доске информации, то выпишите себе номера телефонов своего домоуправления и, прежде чем впустить в квартиру незнакомца, позвоните в ЖЭС и уточните, действительно ли ведутся такие работы и числится ли в штате такой сотрудник. 

Излюбленный прием преступников — представиться соцработниками. Так, в августе сотрудникам милиции удалось задержать группу мошенников из Брестской области, которых подозревают в серии краж из квартир пенсионеров. Одна из женщин под видом социального работника проникла в квартиру одинокой пенсионерки на улице Романовская Слобода. Оставив за собой незапертую дверь, злоумышленница «забалтывала» хозяйку квартиры на кухне. В это время ее подельница беспрепятственно вошла в жилище и украла золотые и серебряные украшения, а также три флакона туалетной воды — все общей стоимостью более 17 миллионов рублей.

Наш эксперимент доказал: чтобы проникнуть в чужую квартиру, вовсе не обязательно обладать способностями Копперфильда, люди сами с легкостью впускали нас в дом.

Инна ГОРБАТЕНКО

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter