Против течения

Фольклор из глубинки выходит на большую сцену
Фольклор из глубинки выходит на большую сцену

Аутентичный фолк — это фактически наш андеграунд. Хотя большинство хранителей древнего народного искусства в своих тихих селениях наверняка и слова такого не слышали. На больших концертных площадках эти истинно народные артисты появляются лишь тогда, когда шоу требуется приправить некоей экзотикой: первый и последний аутентичный фестиваль состоялся 15 лет назад. При этом самые «продвинутые» команды, выражаясь сленгом завсегдатаев ночных клубов, черпают вдохновение не где–нибудь, а в аутентичном фольклоре. Наконец сегодня это очень модно. Так что, пожалуй, закономерно, что музыкально–этнографический концерт в Белгосуниверситете культуры и искусств собрал столько публики, что разместиться ей не удалось ни на приставных стульях, ни на ступенях зрительного зала, некоторые так и остались слушать (или, скорее, подслушивать) у дверей. «Маленький у вас клуб», — сетовали почтенные бородатые музыканты, настраивая свои самодельные инструменты...

Первые попытки вывести белорусский фолк «в люди» в его натуральном, исконном виде предпринимались еще в позапрошлом веке: в модных салонах Москвы и Петербурга аутентичное горловое пение белорусов произвело тогда настоящий фурор. Правда, однократный... В 60–х годах прошлого столетия в минском Доме литератора концерты артистов из полесской глубинки также проходили с аншлагами, но традиционными не стали. Десятилетием позже появилась идея сделать цикл радиопередач с деревенскими исполнителями народных обрядовых песен, и снова идея оказалась куда грандиознее ее воплощения (хотя сотрудники Белорусского радио до сих пор вспоминают, как накануне записи непосредственные артисты буквально поставили на уши радийный народ, распеваясь в фойе)... Возможно, очередная попытка сделать аутентичный фолк полноценной частью современной культуры окажется удачной — нынешний год объявлен годом сельской культуры.

Концертом в университете завершился двухдневный визит в столицу самодеятельных артистов из Столинского, Ельского и Борисовского районов. Но главная цель их приезда была другая: Министерство культуры в сотрудничестве с Институтом проблем культуры начинает выпуск серии CD–дисков под общим названием «Фольклор белорусской глубинки». Записываться в профессиональных студиях этим сельчанам (большинству из которых уже далеко за 70) не в новинку, но впервые записи делались не для специализированных архивов: предполагается, что диски «из глубинки» появятся в широкой продаже уже в следующем году. И второй фестиваль аутентичной культуры не заставит себя долго ждать, обещают в министерстве. А музыкально–этнографические концерты с участием старших носителей этой культуры станут регулярными и проводиться будут уже не в «подполье», а в Молодежном театре эстрады.

Я думаю, каждому из этих мероприятий обеспечен успех. Особенно в больших городах. Потому как питаться синтетической едой, не замечать смены времен года, безуспешно пытаясь справиться с ежедневной суетой, — неправильно и противоестественно для человека. «И самовар у нас электрический, и мы довольно неискренние», — вздыхал по этому поводу когда–то Михаил Жванецкий. А правильно — это, например, собираться на дружеские посиделки и не жаловаться на тяжкое житье–бытье, а от души выпускать песни прямо в огромное небо, как это делают женщины из народного ансамбля «Журавушка» в своей деревне Отвержичи Столинского района. И учиться музыке у старших братьев на цимбалах, передаваемых из поколения в поколение, как 83–летний Иван Мартынович Швайбович из деревни Барань Борисовского района, — тоже правильно. Правильно фиксировать семейные предания в протяжных балладах, как поступают Кирилл Макарович и Галина Минична Приборы, в гости к которым в деревню Старое Высокое Ельского района, бывает, одновременно съезжаются 6 детей, 13 внуков и 5 правнуков. На досуге хозяйка этой большой семьи совсем, как в старину, вышивает потрясающие рубахи. («Это не для концертов, а для жизни», — строго уточняет она, остужая за кулисами мои городские восторги.) И это также очень правильно...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter