Против гололеда и… деревьев?

Минский завод отопительного оборудования перестанет пахнуть к 2015 году

Минприроды выяснило, что стало причиной массового усыхания насаждений близ автомобильных дорог

Еще не забыты те времена, когда человек стремился взять у природы все, диктуя ей свои правила: поворачивая реки вспять, осушая болота… Прошли десятилетия, прежде чем люди задумались о необходимости бережного отношения к природным богатствам, поняли свою неразрывную связь с тем, что их окружает. Охране природы в Беларуси сегодня уделяется большое внимание. Впрочем, и сами жители нашей страны, как показала прошедшая в редакции «Р» «прямая линия», демонстрируют небезразличное отношение к проблемам экологии. На вопросы читателей ответил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир ЦАЛКО (на снимке).

Мы били во все колокола, пытаясь спасти озеро…

— Владимир Григорьевич, добрый день! Михаил Брагинский из Бреста. У меня вот какой вопрос. Я свободное время провожу на природе – на водоемах, в лесах. Не раз во время своих поездок встречал работников госинспекции, которые контролируют правила рыбной ловли. А почему не видно инспекторов Минприроды? Инспекции же есть в каждом районе! Слышал, что Минприроды сейчас больше работает над проектами с хозяйственным уклоном – очисткой воды, приведением в порядок заброшенных ферм. Складывается впечатление, что охраной водных, лесных ресурсов вы занимаетесь в меньшей степени. Это так?

— Вопрос правомерный. Я согласен, что проверок и рейдов надо проводить больше. Но вы должны четко понимать, что Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь входила когда-то в состав нашего министерства. Когда структуры разделили, мы им некоторые функции передали, сосредоточившись на законотворчестве в области охраны окружающей среды. Тем не менее функцию контроля мы с себя не снимаем. Госинспекцию не так давно возглавил новый человек, думаю, мы сможем выработать четкую политику по взаимодействию.

Хотя судите сами: если, находясь в лесу, вы встретите сотрудников госинспекции, то сразу сможете их узнать по форме, оружию, спецсредствам. По сравнению с ними сотрудники Минприроды, если так можно выразиться, «работают под прикрытием» – в гражданской одежде и без опознавательных знаков. Я думаю, что в ближайшем будущем мы решим и эту проблему: в Минприроды ведется активная работа по учреждению своей собственной форменной одежды.

Вместе с тем функции Минприроды и госинспекции несколько различаются. Основная задача инспекции — выявление фактов браконьерства и незаконного изъятия древесно-кустарниковой растительности, то есть объектов животного и растительного мира. Их работа – оперативное реагирование, с чем они прекрасно справляются. Задача Минприроды – установление правил рационального природопользования и охраны всех компонентов природной среды и контроль за их соблюдением.

Второй момент в том, что основной контингент нарушителей, привлеченных к ответственности госинспекцией, — это физические лица, а у Минприроды – должностные лица, организации, т.е. юридические лица и уж потом – физические.

Мы свои проверки осуществляем планово, в соответствии с Указом Президента № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». И таких проверок много. За прошедшие 10 месяцев мы проверили более 1 500 организаций, проверили комплексно, с проведением измерений и глубоким анализом их деятельности. Выявили около 65 тысяч нарушений. Вот это и есть тот комплексный государственный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляет Минприроды.

К сожалению, мы не всегда можем оказаться на месте в момент совершения правонарушения, ведь не поставишь к каждому дереву и ручью инспектора. Необходимо, чтобы каждый гражданин осознавал и исполнял конституционную обязанность по бережному отношению к окружающей среде. И в этом мы видим одну из своих главных задач — донести до каждого человека, и, главным образом, не путем устрашений и штрафов, а методом убеждения и просвещения.

Еще хочу добавить: вы сможете оказать помощь в деле охраны окружающей среды. В системе Минприроды ведется работа по функционированию института общественных инспекторов охраны окружающей среды, в который может вступить любой сознательный гражданин.

— Добрый день! «Прямая линия»? Светлана Осокина из Минска беспокоит. Этим летом во время аномальной жары мы ездили купаться к водоемам, в частности, к Минскому морю. Людей отдыхало очень много. Но вот чистота воды оставляла желать лучшего… Какие меры принимаются Минприроды для очищения водоемов?

— Спасибо, Светлана, за вопрос. Мы работаем над совершенствованием законодательства по этой теме. На строительство очистных сооружений выделяются действительно большие деньги из Фонда охраны природы. Что касается летнего периода, мы выступаем за то, чтобы в местах отдыха была четко налаженная система сбора и вывоза мусора, иначе весь он попадает в близлежащие водоемы и леса… Естественно, без взаимодействия со службами ЖКХ решить проблему невозможно.

Регулярно с наступлением пляжного сезона органы Минприроды усиливают свою рейдовую деятельность по соблюдению населением природоохранного законодательства. Однако зачастую летом ситуация на водных объектах складывается критическая, в частности, из-за повышенных рекреационных нагрузок. Если вы помните, этим летом была проблема с озером Свитязь, которое находится на территории республиканского ландшафтного заказника. Мы уже били во все колокола, пытаясь спасти озеро, поскольку (только представьте!) в жару, которая нас этим летом одолевала, ежедневно на озере бывало порядка 20 000 человек. Как вы сами понимаете, это не могло не сказаться на экологическом состоянии озера и чистоте близлежащих территорий.

В целом хочу отметить: в республике реализуются Отраслевая программа развития пляжей на водоемах в местах массового отдыха населения на 2010—2015 годы и Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008—2010 годы, которые направлены на решение проблемы загрязнения водных объектов.

— «Прямая линия»? Горгуль Нина Ивановна из Минска, военный городок Степянка. Рядом с нашими домами — лес и природный водоем. На нем обустроили зону отдыха. Стало приезжать много людей, водоем загрязнился, обмелел и начал зарастать камышом, пропали утки, которых раньше здесь было много. Обратились в Партизанский райисполком (военный городок передан в его ведение) с просьбой почистить водоем. Нам долго доказывали, что водоем искусственный и чистить его незачем. Но мы выяснили, что он природного происхождения. В итоге добились только того, что приехала пожарная машина и закачала туда воду. Можно ли спасти водоем?

— В первую очередь хочу отметить, что, возможно, на обмелении водоема и зарастании сказались негативные последствия климатических особенностей года и аномальный летний температурный режим.

Во-вторых, вы совершенно правильно сделали, что обратились в Партизанский райисполком Минска, поскольку в компетенцию местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области использования и охраны вод входят разработка и утверждение в пределах своих полномочий территориальных программ и мероприятий в области использования и охраны вод, принятие мер по их реализации. Это прописано в Водном кодексе Республики Беларусь.

В данном случае считаем, что Партизанскому районному исполнительному комитету необходимо выступить заказчиком научно-исследовательской работы по изучению причин ухудшения состояния водоема. И уже на основании полученных результатов обследования и рекомендаций выполнить соответствующие мероприятия по оздоровлению водоема. В свою очередь обещаю, что Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды возьмет этот вопрос под свой контроль.

Мы будем прорабатывать вопрос установки 2-метровых защитных экранов вдоль дорог

— Добрый день! Людмила Михалькевич из Минска беспокоит. Сейчас посыпают улицы песчано-соляными смесями. А ведь они вредны не только для резины машин, обуви, но и экологии. К весне соль оседает на прилегающих к дорогам территориях и вредит деревьям. Не планируется ли рассмотреть вопрос о замене этой смеси на более экологичную?

— Очень хороший вопрос. Мы действительно сейчас активно им занимаемся. По республике выявлено усыхание более семи с половиной тысяч деревьев. Только в Минске вдоль МКАД – около 400. Мы работали вместе с НАН Беларуси, чтобы выяснить причину усыхания деревьев, особенно вдоль магистралей и больших трасс. Лабораторные исследования почвы вдоль МКАД выявили превышение нормативов ПДК, допустимых концентраций сульфатов и хлоридов. То есть причинами повреждений, усыхания насаждений, примыкающих к автомобильным дорогам, явились загрязнения, вызванные движением большого потока автомобилей, а также применение дорожными службами противогололедных (песчано-соляных) смесей.

Следует отметить, что нормы внесения указанных смесей регламентированы Порядком организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог. Для минимизации вредных воздействий на окружающую среду и объекты растительного мира Минтрансу было предписано осуществить ряд мер, в частности, проработать варианты изготовления и использования более экологичных составов противогололедных смесей. В республике такие смеси без использования соли уже находят свое применение.

Вопрос находится на контроле у Минприроды. Судя по всему, мы со своей стороны будем более досконально прорабатывать вопрос установления 2-метровых защитных экранов вдоль дорог. С нашей точки зрения, это помогло бы во многом решить проблему и с животными, которые гибнут под колесами автомобилей.

— Добрый день! Владимир Григорьевич, Наталья Каплуцкая из Дзержинска вам звонит. Хотела бы задать вот какой вопрос. Когда еду на дачу, вижу, что некоторые дачники выращивают свой урожай неподалеку от магистралей. Мне кажется, он вряд ли будет полезным. Так ли это?

— Без сомнения! Чтобы вырастить хороший и полезный урожай, не мешало бы отступить хотя бы метров 20 от дороги.

— А еще меня волнует ситуация, которая складывается с борщевиком Сосновского. Едешь по трассе Заславль—Дзержинск, там он цветет буйным цветом…

— В настоящее время в стране реализуются два плана мероприятий по решению проблемы борщевика Сосновского. Нашими учеными была выполнена оценка состояния, динамики и степени угрозы, составлены карты распространения, а также во всех областях и Минске разработаны планы мероприятий по ограничению распространения борщевика Сосновского. По площади произрастания лидируют Витебская (69 % от общего его количества) и Минская (21 %) области.

Территориальными органами Минприроды в этом году выдано почти 2,5 тысячи предписаний о принятии пользователями земельных участков или водных объектов своевременных мер по ограничению распространения и уничтожению борщевика Сосновского.

В 2011 году мы усиленно займемся решением проблемы.

— «Прямая линия»? Бондаренко Сергей из Гомеля. У меня вопрос относительно развития экотуризма в Беларуси. Почему бы Минприроды не принять его в свое ведение полностью? А то, например, в Житковичах Гомельской области этим занимаются три хозяина…

— Спасибо за вопрос! Но в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды развитие экологического туризма не относится к компетенции Минприроды. Туризмом в нашей стране занимается Министерство спорта и туризма, где функционирует специально созданный для этих целей департамент.

Вместе с тем Минприроды считает, что одним из направлений устойчивого использования наших уникальных и ценных природных комплексов и объектов является развитие экологического туризма или регулируемого туризма. Для этих целей в нашей стране создано более 20 государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заказниками.

Учредителями ГПУ являются районные исполнительные комитеты, на территории которых функционируют заказники. И это правильно, так как развитие местных сообществ – одно из основных направлений устойчивого развития регионов и в целом всей страны.

Но не хочется, чтобы у вас сложилось впечатление, будто Минприроды умывает руки, нет, это не так. Мы заинтересованы в развитии экологического туризма, так как, по нашему мнению, он носит не просто познавательный характер, а является элементом экологического образования, учит людей беречь природу и приумножать наши природные богатства. В целях развития данного направления Минприроды разрабатывает методическую и нормативно-правовую базу, занимается повышением квалификации работников ГПУ, активно сотрудничает с местными органами власти по указанным вопросам.

«Аромат» под контролем!

— Добрый день! Я звоню из Минска. Меня зовут Светлана. Живу по соседству с Минским заводом отопительного оборудования. Оттуда постоянно неприятные запахи. Жалобы поступают от жителей многих близлежащих домов. Хотелось бы узнать, будут ли приниматься какие-то меры в отношении этого предприятия?

— Проблема серьезная. И я знаю, что достаточно долгий период времени она беспокоит граждан, которые живут рядом с заводом. Во всяком случае, обращения в Минприроды даже с моим приходом на должность министра не прекращались. Поэтому решить ее сегодня окончательно и бесповоротно — это уже просто дело принципа.

Буквально несколько недель назад мы встречались с руководством этого предприятия, и оно твердо заверило нас: в самое ближайшее время завершаются монтажные работы итальянской вагранки закрытого типа (производительность 16 т/час по выплавке чугуна в литейном цехе радиаторов с общим сокращением выбросов порядка 1,4 тысячи тонн), что позволит сократить объем выбросов предприятия на 20 %. Однако это не окончательная реконструкция плавильных мощностей завода. В 2011 году будет заменена еще одна вагранка с сокращением выбросов порядка 0,6 тысячи тонн. В целом мы ставим задачу полной модернизации цехов серого и ковкого чугуна, котлов и сокращения выбросов более чем на 60 % к 2015 году, что позволит решить проблему с выбросами и, соответственно, беспокоящими жильцов запахами. Могу заверить, что инспекторы Минприроды держат вопрос под постоянным контролем.

— Николай из Гродно беспокоит. Добрый день! Меня интересует вопрос строительства Зельвенской угольной станции. Что делает министерство, чтобы не допустить очевидного зла, и каковы успехи в этом противостоянии Гроднооблисполкома и Минэнерго? Какие прогнозы по строительству этого объекта в связи с недавно объявленной нехваткой финансирования?

— Хочу отметить, что по обоснованию инвестирования строительства угольной Зельвенской КЭС Минприроды заказчику и проектировщику поставило ряд условий, которые должны быть решены до строительства КЭС. В соответствии с международными обязательствами нашей страны в области охраны окружающей среды и изменения климата и требованиями Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», в первую очередь дополнительно следует предусмотреть технические решения и мероприятия по сокращению и предотвращению образования и поступления в атмосферный воздух вредных выбросов. В частности, паров ртути и других тяжелых металлов, стойких органических загрязняющих веществ, оксида углерода, диоксида углерода, твердых частиц.

Необходимо также выполнить оценку и прогноз изменения состояния компонентов окружающей среды в результате загрязнения радионуклидами, тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязняющими веществами, а также твердыми частицами, поступающими в окружающую среду с дымовыми газами КЭС.

Кроме того, нужно подготовить гидрологическое обоснование возможности использования для технических (энергетических) нужд водных ресурсов Зельвенского водохранилища, которое в настоящее время предназначено для рыборазведения и рекреации, и оценить влияние планируемого к строительству водохранилища-охладителя на Зельвенское водохранилище. Представить водохозяйственный баланс Зельвенского водохранилища и расчеты температурного режима водохранилища-охладителя.

Также мы требуем исключить попадание акватории Зельвенского водохранилища и зон рекреации в пределы санитарно-защитной зоны КЭС и еще целый ряд условий. Я их перечисляю столь подробно, чтобы население знало, что экологические требования при строительстве Зельвенской КЭС в любом случае будут учтены.

— Владимир Григорьевич, Владимир Иванович с Витебщины звонит. Хотелось бы узнать, будут ли в Беларуси строить мусоросжигательные заводы, которые во всем мире признаны: а) наиболее дорогостоящими технологиями, б) не самыми эффективными, в) самыми вредными для окружающей среды и здоровья человека? Кому это нужно? Кто лоббирует эти технологии в Беларуси? Во сколько оценивается здоровье нации? Какова официальная позиция Минприроды и совпадает ли она с позицией Минздрава?

— Практика сжигания отходов на мусоросжигательных заводах с получением теплоэлектроэнергии широко используется в таких странах, как Япония, США, Швеция, Италия, Германия, Польша и др. Применение подобных технологий в Беларуси обусловлено необходимостью решения проблемы накопления отходов, не пригодных для переработки и повторного использования. Лоббирование таких технологий в республике отсутствует, как отсутствуют на данный момент и сами объекты. Уже был прецедент, когда в 2003 году Минприроды не согласовало строительство завода по сжиганию отходов для г. Минска, предложенное немецкой фирмой «Лурги». Проекты на строительство заводов по переработке отходов будут проходить обязательную экологическую экспертизу, и к ним будут применены нормы, установленные постановлениями Минприроды, Минжилкомхоза и Минздрава.

В зависимости от класса опасности отходов будут использованы наилучшие доступные технологии, обеспечивающие выполнение национального законодательства, которое гармонизировано с Европейскими требованиями к охране атмосферного воздуха при сжигании отходов, установленными в Директиве ЕС № 76 от 2000 г., где определены достаточно жесткие предельные значения концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

Мусоросжигательные или другие технологии термической переработки отходов действительно дорогостоящие, однако в данном случае речь не об экономической, а об экологической выгоде. Это ведет к уменьшению количества полигонов, необходимых для захоронения ТБО, что в свою очередь приводит к снижению выбросов вредного свалочного газа – метана — в атмосферу.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter