Против чего бессильна ударная волна?

После шока от взрыва на гала-концерте в Минске приходит время для осмыслений. Что же произошло?

В обилии версий случившегося недостатка нет. Главный посыл: кому это было выгодно? Новостные интернет-ленты дают со слов многочисленных собеседников на этот вопрос разные ответы. Анализируется, кто и где был в момент взрыва, что говорил, как выглядел, почему сделал так, а не иначе. Под микроскопом рассматривается все, что произошло в ночь на 4 июля и что “имело место” за последнее десятилетие, а порой берутся времена и вовсе едва ли не допотопные. Конечно, все это может быть интересно определенному кругу лиц, но, во-первых, все это отдает, как ни прячь, обывательщиной (хотя и наряженной в строгие экспертные одежды), а во-вторых, на фоне подобных прорицаний гадания на кофейной гуще — это верх ясновидения (традиция, освященная веками как ни как).
Разумеется, каждый волен выдвигать гипотезы относительно случившегося. Но когда речь идет о десятках пострадавших, причем людей, оказавшихся лишь волей судьбы “в это время и в этом месте”, все-таки уместнее звучат слова душевного человеческого сострадания, а не компьютерные игры под названием “кто предложит самую невероятную версию”. Можно строить разные схемы. Можно предположить, что это направлено на дестабилизацию обстановки в стране (особенно если бы возникла паника и это привело бы к многочисленным жертвам). Можно считать, что это выходка невменяемого обозленного пламенного борца за что-то, что, по его мнению, стоит не только слезы ребенка, но и мук десятков людей. А кто-то, не исключено, во всем этом видит некие разборки за сферы влияния. Все эти умозаключения, впрочем, свидетельствуют больше о лицах, их озвучивающих, нежели о срезе реальности.
Что говорить, когда нет главного — подозреваемого. О чем думал тот или те, кто тайком мастерил адские машины (найдена и вторая, которая не сработала), кто начинял устройства гайками, кто шел среди улыбающихся и смеющихся ребят на праздничный концерт, зная, что будет кровь, боль и страдания, кто прятал в клумбе бомбу, а затем убегал-уходил от места будущей, как он полагал, жуткой трагедии (если бы зрители колыхнулись, поддались панике — кто знает, что бы было)?
Представители же власти в заявлениях о событиях 4 июля придерживаются сдержанных формулировок. Оно и понятно. Ведется следствие. Важны факты, а не горы предположений. Проблема не в том, как квалифицировать преступление, а в его раскрытии. И только найденный “взрывник” может расставить все точки над “і”, было это хулиганство или теракт.
Но что бы ни было, это повод для размышлений. Беларусь не та страна, которая вовлечена в разворачивающуюся войну цивилизаций, где в пещерах скрываются бен ладены и магазины таранят смертники. Это другая реальность современного мира. Она есть, но она далеко. В Беларуси мирно уживаются люди разных верований, и наши солдаты нигде не воюют. Однако международный опыт, накопленный в противостоянии нынешнему глобальному вызову, ценен вне зависимости от государственной принадлежности. Суть даже не столько в побудительных мотивах к “надеванию пояса шахида”, суть в том, как не допустить любой угрозы, исходит она от психически больного человека, взявшего в заложники детей, или брошенного возлюбленной юноши, пожелавшего в отместку “показать всем, кто есть кто”.
К расследованию “взрывного дела” сегодня подключены лучшие следователи. Глава государства лично контролирует ход следствия. Помощь оказывают спецслужбы России. Беларусь благодарна и США, предложившим оказать техническую поддержку. Гарантии безопасности граждан — что может быть важнее? И, надо полагать, уроки будут извлечены из случившегося всеми. Но уже сейчас можно сказать, что и медицинские, и правоохранительные службы сработали той роковой ночью в основном профессионально. (Конечно, просчеты были, но об этом отдельный разговор.) Через полминуты к месту взрыва уже примчались машины “скорой помощи”. В больницах Минска до утра шли операции. Сделано было все возможное. Именно поэтому удалось избежать страшных последствий.
Вот какова статистика. Всего за медицинской помощью в столичные клиники обратились 54 человека. Все пострадавшие были эвакуированы с места происшествия в течение 20 минут. Александр Лукашенко, присутствовавший на концерте, осмотрел место происшествия и поручил незамедлительно выяснить все обстоятельства взрыва. Вчера главе государства было доложено о ходе расследования.
Сообщение из Витебска. 5 июля в приемный покой областной больницы с жалобами на боли и температуру обратилась 22-летняя девушка. Она была поблизости от места того взрыва, но вначале не придала значения ране. В ходе операции из тела бедняжки извлекли гайку. В Минздраве не исключают, что “в течение нескольких дней некоторые потерпевшие еще обратятся за медицинской помощью в белорусские клиники”...
Для детального анализа ЧП в Минске необходимо, чтобы прошло время, улеглись страсти, а следствие успешно завершилось. Тогда можно будет спокойно разобраться в случившемся и выработать комплекс мер, чтобы не допустить подобного в будущем.
Но уже сегодня крайне важным для понимания произошедшего является открытая атмосфера вокруг происшествия. Гражданам дается максимально возможная информация о ходе расследования, и в то же время на их помощь рассчитывают правоохранительные органы. В такие моменты и происходит консолидация общества. Противостоять нельзя поодиночке, и безопасность зависит от всех.

Дословно “Если уж хотите воевать, чего прятаться”

При посещении историко-культурного комплекса “Линия Сталина” Президент ответил на вопросы журналистов

Что касается разговоров о том, что власть использует это трагическое происшествие, чтобы “закрутить гайки”, Александр Лукашенко сказал, что это абсолютно не соответствует реальности. “Я сравниваю два крайних крыла так называемой нашей оппозиции — коммунистов-калякинцев (тоже ведь коммунистами называют себя) и партию БНФ. Раньше же дрались! А сейчас в одном вроде бы лагере. И смотрите их оценки. Что меня поразило — БНФ высказал сожаление, сочувствие, ну и обращается, как обычно, традиционно “да ўлады”, к властям: разобраться и так далее (что мы сегодня и делаем, и не только сегодня, а сразу же после этого случая). Это БНФ. А что заявил лидер коммунистов? Я прочитал: оказывается, это была провокация, и не исключается, что это была провокация властей (власти якобы против себя устроили провокацию)... Ну это же фашистская идеология!”
Президент также отметил, что взрыв был направлен против мирных людей. “Думаю, что его организаторы — гнусные, трусливые люди. Если уж хотите воевать, давайте лоб в лоб, чего прятаться? Зачем пакостить мирным людям, которые пришли послушать хорошую музыку, отпраздновать главный национальный праздник?! Но мы с ними на другом языке будем разговаривать. Потому что этот язык они не понимают”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter