Протест классиков

Беларусь не раз спасала Россию, убеждены Валентин Распутин и Владимир Крупин

Беларусь не раз спасала Россию, убеждены писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин

Считается, что на российском информационном поле Беларусь безнадежно проигрывает. Нет у нашей страны ни огромных медиахолдингов, продукция которых расходится многотысячными тиражами по территории Союзного государства, ни влиятельных телеканалов, вещающих для телезрителей страны-соседки. Впрочем, для того, чтобы правда доходила до адресата, отсутствие медийных каналов — не помеха. Более того, при наличии подобного рода препон число сторонников Беларуси в российском обществе только растет. Недавно о своей активной социальной позиции заявили писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин. Авторы, которых впору отнести к разряду классиков современной русской литературы, написали творения отнюдь не книжного толка: открытые письма в адрес белорусского Президента Александра Лукашенко, в которых они высказали слова поддержки в адрес белорусского народа и лично главе государства, а также выразили недоумение изменившимся тоном российских властных структур при выстраивании диалога со своим ближайшим экономическим и политическим партнером. Причину появления новых интонаций в голосе Кремля писатели напрямую увязали с кризисом моральных ценностей, с которым сегодня столкнулось российское общество. Об этом Валентин Распутин и Владимир Крупин поведали в интервью корреспонденту «Р».

— Валентин Григорьевич, Владимир Николаевич, почему письма все-таки были написаны? Действительно ли это произошло оттого, что Беларусь так вам симпатична?

Валентин Распутин: Можете в этом даже не сомневаться. Мы и в годы существования СССР много раз бывали в вашей республике, приезжали туда и после развала Союза. К счастью, Союз не развалился полностью, и в этом немалая заслуга именно Беларуси. Белорусы до сих пор остаются нашими самыми лучшими и верными друзьями. Думаю, даже не надо проводить опросы общественного мнения для того, чтобы выяснить, что 70—80 % россиян поддерживают Беларусь.

Владимир Крупин: Лично я, как человек, который много интересовался историей и царской России, и потом уже Советского Союза, не раз убеждался в том, что Беларусь не раз спасала Россию. Ваша страна постоянно принимала на себя все удары с Запада — и при Александре Невском, и в Смутное время, и в годы Великой Отечественной войны. Можно сказать, что, не будь Беларуси, не было бы и современной России. А написал я письмо потому, что как гражданина меня возмутила недавняя речь Дмитрия Медведева о несогласии с позицией Александра Лукашенко. Он лично имеет на это право, как всякий другой человек. Но, когда он говорит «мы», включая в список и тех, у кого совершенно другое мнение, в том числе меня, это неправильно. Я гораздо старше нашего юного президента и вижу, что ему надо учиться у Лукашенко чувству ответственности за свой народ. Как писатель, я предпочел изложить свою точку зрения в письменном виде, и никто меня к этому не подстегивал. Изначально мы с Валентином Григорьевичем хотели написать одно письмо на двоих, но, сравнив свои варианты, решили не объединять их. В письме Распутина мнение мудрого человека, поднимающего хозяйственные и государственные вопросы. Мое послание, напротив, очень эмоциональное, затрагивающее вопросы социально-нравственные.

— Валентин Григорьевич, позвольте я вас процитирую. В письме вы отметили: «Я уже и сам теперь плохо понимаю, что сегодня есть Россия. Имя осталось, но недавно оно принесло с собой невиданный разврат и невиданный разбой, а теперь растерянность, потому что подлинной-то России уже более ста лет как не было, так и нет. А есть только прикрытие неопределенного понятия». Почему вы так написали?

— Потому что нет больше той России, которая была в советское время, которая была до войны, которая была до революции. Речь идет о банальной перестановке человеческих отношений. Я недавно приехал в Иркутск, и мне мой сын говорит, чтобы сейчас взять взаймы денег, надо написать расписку. Разве раньше мы тревожились о том, что должник их не вернет? Не вернуть деньги было просто стыдно, и эта постыдность исчезла в никуда. Видите, даже на таком, казалось бы, примитивном уровне мы очерствели и стали совсем другими людьми...

Там, где были колхозы и совхозы, теперь в России пустота. Раньше находились люди, которые все это организовывали, брали на себя руководство. А теперь едешь из Москвы в Иркутск и видишь вдоль дороги разрушенные строения бывших сельхозпредприятий. Все разрушено! И никто даже не собирается все это подобрать, выстроить, привести в божеский вид и хозяйствовать. Тяжело... И развал сельхозпредприятий происходит на фоне того, что Россия сегодня стала покупать хлеб у других государств. Ну когда раньше наша страна так нуждалась в чужом хлебе?

Дальше — больше: у нас из языка пропало слово «рабочий». Не просто выпало — у нас и рабочих людей стало меньше. Их занимают гастарбайтеры, сезонные гастролеры из азиатских стран, без которых уже и не можем обойтись, — чужаки за нас работают! И ими заполонена вся Россия — от Владивостока до Калининграда. Но самое главное — никого такое положение дел не удивляет. Разрыв между богатыми и бедными стал просто катастрофическим. Есть или олигархи, или нищие, середины нет.

— По статистике, разрыв между наиболее обеспеченными россиянами и теми, кто находится за чертой бедности, составляет примерно 17 раз...

— Вот видите! Это уже вряд ли возможно изменить. Такое началось при Ельцине, потом продолжилось при Путине, теперь при Медведеве. Все крупные предприятия разрушены, все то, что некогда страна производила, теперь вынуждена покупать. Разрушена страна, разрушено ее хозяйство... Чего не скажешь о вас. Если посмотреть, что делается в Беларуси, сердце радуется. Небольшая совсем страна, к сожалению, не очень почитаемая российской властью. Но наш народ видит, что российская власть забыла в отношении вас все правила приличия, людям стыдно за нее. Особенно неприятно, что давление со стороны России совпало по времени с кампанией по выбору главы государства в Беларуси. И похоже, что наша власть делает все, чтобы разъединить два народа.

Владимир Крупин: Еще геббельсовская пропаганда предполагала, что для более успешного покорения славян достаточно просто развести русских, белорусов и украинцев. Такое чувство, что сегодня эта идея претворяется в жизнь. Я вообще со страхом думаю о том, что однажды Беларусь откажется от идеи объединения с Россией. Почему? Вы посмотрите на наши социальные характеристики, все растет: проституция, наркомания, хулиганство на улицах, коррупция, детская беспризорность, пьянство… Таких жутких показателей нет в Беларуси. Конечно, ваша страна тоже болеет теми же болезнями общества, но все равно негатив у вас присутствует в умеренном количестве. Мы недавно в Минске выступали перед студентами, и две девчушки на мой вопрос высказали недовольство политикой Александра Григорьевича. Спрашиваю: в чем дело? Отвечают: у нас дискотеки только до 11.00 вечера работают, а в Москве до утра пляшут. Так это же хорошо! Помните, как у Игоря Северянина: «Ты, девушка, должна пример с природы брать: луна – пока юна – уходит рано спать».

— Владимир Николаевич! Вы в своем письме отметили, что попытка поссорить Беларусь и Россию искусственна…

Владимир Крупин: Она идет из страха властей, что мы объединимся, а главой Союзного государства выберут Лукашенко, а не Медведева. Ведь власть — это наркотик. Она должна подогреваться. Власть действует не на душу, а на нервы, и это требует постоянной подпитки. Душа может быть умиротворена в каких-то пределах, а здесь еще присутствует страх потерять влияние на страну.

— Не так давно было объявлено о создании Союза писателей Беларуси и России. Что это за новообразование?

Владимир Крупин: Союзу в декабре исполняется год. Мы решили объединить усилия писательского сообщества, тем самым продемонстрировав согласие с политикой объединения наших стран в единое государство. Это, скорее, жест политический, а не желание получить конкретные творческие результаты. Скоро у нас будет членский писательский билет единого образца, так что интеллигенция, в отличие от политиков, уже объединилась.

— Человек, в первый раз проезжающий через прозрачную границу двух наших государств, нет-нет да и заметит разницу. Сразу становится понятно, где Россия, а где Беларусь. Как вы считаете, мы все один народ или два совершенно разных?

Валентин Распутин: Да, мы два равных народа, и давно пора прекратить спорить, кто старший, кто младший. Будем считать, что по Божиему промыслу Праматерь родила тройняшек — белорусов, украинцев и россиян. А другие славянские народы — это наши двоюродные братья и сестры. Но вот характеры у нас разные — один задиристый, другой — обидчивый, третий — задумчивый. Но все мы из одной семьи.

Минск—Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter