Как новая форма ЦЭ способствует подготовке мотивированных кадров для страны

Простые уроки о главном

Путь к мечте становится все ближе: в воскресенье выпускники сдают предмет по выбору на централизованном экзамене. Останется пройти ЦТ и подать документы в вуз. Новые правила, плотно связывая выпускную и вступительную кампании, мотивируют учеников принимать осознанные решения: определяться с дальнейшим профилем обучения — а значит, с профессией — необходимо уже на этапе выбора дисциплины для ЦЭ. Следовательно, через несколько лет мы с большей вероятностью получим любящих свое дело профессио­налов.

Даниле Савченко, ученику лицея № 1 Минска, нравится биология. Парень уже посадил около 80 деревьев и кустарников — только на бабушкином придомовом участке в Несвиже набирают силы 50 растений. Каждую весну он спешит туда, чтобы сделать посадки, а летом — провести эксперименты. В кругу семьи ходит шутка: у Даника даже прут даст плоды. Так оно и есть. Однажды дедушка высадил виноград. Сидело растение без движения, пока Данила его не воскресил. С легкой руки внука в саду цветут не только традиционные яблони-груши, но и абрикосы, и нектарины.


— Мало читать учебники, — говорит школьник. — Знания должны быть объемными. Мой принцип: изучаешь растения — выходи в поле, штудируешь животный мир — отправляйся в зоопарк.
Тесты к ЦЭ решаю, а в дополнение документальные фильмы смотрю, научные статьи ищу. На репетиционном испытании получил 100 баллов, дважды выиграл городскую олимпиаду. Поступательно иду к цели — хочу стать врачом, а без азов, уверен, хорошим специалистом не стану. Хорошо, что школьную аттестацию совместили со вступительной, — не надо распыляться на другие предметы, готовимся к тем, которые нужны в будущей профессии.
Виктория Власенко, учащаяся Лицея БГУ, планирует идти по стопам отца и стать программистом. С ее отметками до цели рукой подать: у выпускников лицеев БГУ, Белорусско-Российского и Полесского университетов появилась возможность поступать в эти вузы без экзаменов — одна из новаций вступительной кампании.

— Такую траекторию могут выбрать только успешные учащиеся — случайные не попадут, — обращает внимание Виктория. — Оценки по профильным предметам, например, должны быть не ниже 9 баллов, по остальным — не ниже 8. Так что способные молодые люди уже могут почувствовать себя студентами. Но впереди ЦЭ, в воскресенье буду сдавать математику. Понимаю, что для будущей профессии этот предмет один из ключевых. Мое главное правило: решай больше. Личный рекорд: 4 часа подготовки без перерыва и 50 выполненных заданий. Называйте это спортивным интересом.

У ученицы гимназии № 21 Минска Алисы Тишкевич обратный подход к подготовке:


— Тесты практически не решаю, создаю вокруг себя особую языковую среду: фильмы, музыка, новости на английском. Как понимаете, 21‑го буду сдавать иностранный.

Алиса, к слову, получила первое место на университетской олимпиаде по «инглишу» в БГПУ, а вместе с ним и возможность стать студенткой без единого экзамена. Еще одно новшество системы — победители этих интеллектуальных состязаний «в один клик» становятся первокурсниками. Такого поворота судьбы, признается, не ожидала:

— Делаю новый для себя вызов: после централизованного экзамена сдам ЦТ и попробую свои силы еще в одном вузе, куда изначально планировала поступать. Направление то же — педагогическое. Конечно, не все мои одноклассники с такой уверенностью выбрали будущую профессию.
Но теперь к 11‑му классу школьникам необходимо определяться с направлением, в котором хочешь развиваться. Понятно, что с тремя сертификатами на руках выбор вузов сузился, но однозначно стал взвешеннее.
azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter