Пространство без барьеров

Беларусь, Казахстан и Россия заявили о готовности убрать на территории формирующегося единого экономического пространства все препятствия на пути товаров и капиталов

Беларусь, Казахстан и Россия заявили о готовности убрать на территории формирующегося единого экономического пространства все препятствия на пути товаров и капиталов

Этот вопрос весьма болезненный для стран, так как он касается наполнения национальных бюджетов. Россия, солидная часть доходов которой поступает от продажи углеводородов, естественно, стремится обезопасить себя от потерь: газ и нефть, куда бы они ни поставлялись за пределы федерации, должны облагаться пошлинами. И если с этим, хоть и с натяжкой, еще можно согласиться, то применение пошлин в торговле нефтепродуктами уже вряд ли является фактором, сближающим государства “тройственного” союза.

У Казахстана и Беларуси свои точки роста, и это в определенной мере идет вразрез с интересами России, которая не всегда готова предоставить белорусским кондитерам, производителям сахара, сельхозмашин такие же права, как и своим бизнесменам. Конфликты обостряются и приводят к тому, что экспертное сообщество называет громким словом “торговые войны”. В интеграционной структуре их априори быть не может. Ведь есть одно пространство, одни законы и правила. Будь добр их выполнять. Причем национальность не имеет значения. Бизнес аполитичен. Но этого не скажешь о государствах, у которых свои интересы.

Никто не спорит, объединение экономик — процесс долгий и хлопотный. Протекционизм в отношении национальных промышленных групп — факт не только кризисного периода. Поддержка своих производителей имеет долгую историю. Интеграция же в своем максимуме ставит задачу получения положительного эффекта от слияния. Это своеобразный синергетический закон, когда соединение разрозненных структур ведет не к поглощению одних другими, а общему усилению. Однако теоретические выкладки, перенесенные на практическую плоскость, изобилуют множеством непредвиденных осложнений. И национальные интересы в данном случае порой являются скорее сдерживающим фактором, чем ускорителем интеграционных процессов. Но, как отметил белорусский лидер Александр Лукашенко, наделение наднациональных структур дополнительными полномочиями — это вопрос цены. Что государство получит взамен того, что частично поделится суверенитетом?

Отвечая на вопросы журналистов по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета, Президент России Владимир Путин сделал заявление, от которого многое зависит: “Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать”.

Это стало ответом на озвученные белорусским и казахстанским президентами проблемные моменты: рост изъятий и ограничений в свободной торговле.  Что касается Беларуси, то ее позиция однозначна: Минск готов “снять защиту со своих чувствительных товарных групп”. “Мы в самые сжатые сроки примем решение, которое будет устраивать и Российскую Федерацию, и Казахстан, и Беларусь”, — сказал Александр Лукашенко.

Между тем речь сегодня уже должна идти не только об углублении кооперации внутри наших стран, но и общем выходе на зарубежные рынки.

Более половины экспорта государств Таможенного союза нынче идет в ЕС. Однако для того, чтобы выдерживать конкуренцию с западными корпорациями, нужно в первую очередь превратить конкуренцию внутри ТС в фактор взаимодополнения.

Главы государств в Минске на евразийском высоком форуме приняли концептуальные решения. Прежде всего это касается очередности этапов большого пути. Было однозначно продекларировано: интеграция будет и дальше идти вглубь. Создание общего правового поля, единая тарифная политика остаются приоритетами. Большое внимание также уделяется созданию общего рынка высокотехнологичной продукции, улучшению инвестиционного и делового климата. Участники заседания в Минске одобрили соответствующий модельный закон, который направлен на сближение правового регулирования в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.

“Принятые решения продемонстрировали неуклонное стремление стран — членов Таможенного союза и ЕЭП к дальнейшему поступательному углублению интеграционных процессов”, — подвел черту Президент Беларуси.

Круг задач очерчен временной линией: весь комплекс мер по формированию Евразийского экономического союза должен быть проработан к середине будущего года, с тем, чтобы документы могли пройти ратификацию в парламентах и с 1 января 2015 года на мировой карте появился еще один союз. Это будет отправная точка для запуска центростремительных сил на постсоветском пространстве.

Тема расширения Таможенного союза на саммите хотя и звучала и была подхвачена мировыми СМИ, тем не менее не являлась главной. Интерес к “тройке” есть. “Мы рассмотрели вопросы по дальнейшему взаимодействию “тройки” и с Арменией, которая выразила желание участвовать в Таможенном союзе и ЕЭП, и с Украиной, которая заявляет о намерении подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом,  — сообщил Александр Лукашенко. — Это очень важные вопросы, которые окажут серьезнейшее влияние на развитие торгово-экономических отношений во всем регионе”.

Мир однозначно идет по пути формирования обширных экономических зон, самодостаточных и встроенных в глобальный рынок. Среди уже функционирующих — ЕС, США, Китай, Индия и Япония. ЕЭП Беларуси, Казахстана и России может со временем занять место среди геополитических игроков. И состав “тройки” предполагает не только количественный, но и качественный рост. Минск, Астана и Москва уже прошли важные интеграционные этапы: зона свободной торговли, Таможенный союз. Теперь на очереди Экономический союз. Это значимая цель. И президенты в Минске уточнили “дорожную карту” движения к ней.

На очередное заседание главы таможенной “тройки” соберутся в декабре в Москве. Об этой встрече было условлено заранее. Это будут заключительные переговоры в текущем году в подобном формате.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter