Почему среди несовершеннолетних убийц есть вполне благополучные дети?

Просто трудный возраст

Это происходит не заметно для окружающих, а в большинстве случаев — и для самых близких людей. Живет в семье, которая вроде бы по всем канонам не может считаться неблагополучной, обычный ребенок. Ну как обычный — со своими, разумеется, “закидонами”, присущими трудному возрасту. Учится в школе, общается в соцсетях, играет на компьютере. А потом берет в руки ружье, бензопилу или взрывчатку и идет убивать людей. Потому что, оказывается, ненавидит сверстников, да и в целом все человечество. Потому что, оказывается, его травили одноклассники, у него не ладились отношения с девочками, он мечтал отомстить своим обидчикам. А родители считали, что если сын одет, обут, накормлен и хорошо учится, значит, с ним все нормально и волноваться не о чем. Увы, простая формула человеческого счастья, по которой воспитывались дедушки, бабушки, мамы и папы современных тинейджеров, в последнее время все чаще не срабатывает.

bloknot.ru

Чуть больше недели назад в Керчи студент политехнического колледжа зашел с ружьем в свое учебное заведение и начал стрельбу по учителям и сокурсникам. В столовой прогремел взрыв. Позже саперы обнаружили еще одно самодельное взрывное устройство. Погибло более 20 человек, сам юный террорист застрелился.

Полгода назад в Башкортостане ученик напал с ножом на одноклассницу и педагога в школе. Несмотря на то, что парень пытался покончить с собой на месте преступления, его удалось взять живым. На личной страничке 17-летнего юноши в соцсетях обнаружили фотографии и видео на тему убийств, в том числе и ролик о массовом убийстве в американской школе.

8 октября 2016 года 17-летний минчанин Владислав Казакевич, вооружившись бензопилой и топором, стал нападать на посетителей торгового центра — убил женщину, ранил еще нескольких человек. Учителя гимназии, где он раньше учился, оценивали его как доброго, трудолюбивого и отзывчивого подростка, сангвиника с хорошими способностями и высокой самооценкой. “Парень хорошо развит. Со сверстниками отношения дружеские, с преподавателями — хорошие”, — отмечалось в характеристике, составленной в 2013 году для военкомата. Практически все оценки у Казакевича тоже были положительными.

В процессе следствия выяснится: первую попытку расправиться с ни в чем не повинными людьми Влад предпринял незадолго до произошедшего в торговом центре. Тогда он пришел в МИТСО, откуда его к тому времени отчислили, и попытался завести бензопилу, перед тем как проникнуть в аудиторию, где находилось почти 180 человек. По стечению обстоятельств механизм дал сбой, и Казакевич ретировался. Расправу учинил в торговом центре. Суд приговорил его к 15 годам колонии, но он пообещал когда-нибудь вернуться и завершить начатое: порешить как можно больше людей.

Февраль 2015 года. В Москве ученик пришел в школу с винтовкой, убил на глазах у детей учителя, ранил двоих полицейских, приехавших по вызову (один из них позже скончался). Следственный комитет России дал характеристику несовершеннолетнему преступнику: рос в благополучной семье, не был замечен ни в каких хулиганских действиях, учился на отлично.

В одном ряду с этими примерами — многочисленные случаи в США, когда вооруженные молодые люди убивали своих одноклассников, однокурсников, учителей...

В чем причина того, что с виду неагрессивные спокойные дети жаждут крови и массовой резни?
— Преступники — а именно так называются “неагрессивные спокойные дети, жаждущие крови и массовой резни”, очень разные, — говорит старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО “Минский областной институт развития образования”, психолог Ирина Ботяновская.

— Толстые или худые, блондины или брюнеты, мальчики или девочки, из хорошей, обычной либо проблемной семьи, отличники или двоечники. Но они отличаются общим набором черт, среди которых — невысокий уровень социализации. Такие подростки, как правило, замкнуты, необщительны. Могут совсем не иметь друзей или дистанционно контактировать с несколькими виртуальными, с которыми, вполне возможно, никогда не встречались. В общем, обычные дети — тихие, скромные, исполнительные. Можно сказать, незаметные. Как говорится, ничего не предвещало. В то же время у них возможна агрессивность в поведении или речи, направленная на окружающий мир (на людей, животных), на себя (они наносят самоповреждения, самопорезы) или прямо ни на кого не направленная, но выражающаяся косвенно (злобные сплетни, язвительные шутки).

— Правда ли, что таких подростков отличает от сверстников сильнейший эгоцентризм?

— Совершенно верно. Свои проблемы им кажутся уникальными, главными. Мнения, отношения, да и в целом просто наличие других людей — все это не учитывается в принципе. Или, что еще хуже, рассматривается как обуза, препятствие. Вначале “Я”, а уже потом... Впрочем, до “потом” не доходит, потому что у “Я” возникают новые проблемы, и учет мнений других людей опять откладывается на неопределенный срок. Этим детям свойственно оправдание себя. Всегда и везде. Раз мнение другого не важно, то зачем этому другому что-то объяснять и доказывать? Зачем учитывать его интересы? Зачем ценить его мнение и его жизнь? Поэтому порой можно услышать: “Он меня не понял? Так это ЕГО проблемы”. Естественно, у этих детей возникает конфликт с окружением, в основе которого лежит обида. На кого угодно — на родителей, сверстников, педагогов. На “весь мир, который жестоко поступил со мной”, так как... 

А дальше возможны любые варианты.

Еще хочу отметить, что у проблемных ребят (хотя до поры до времени их проблемность не видна окружающим), как правило, есть один или несколько стойких интересов, причем совершенно разных: начиная от увлечения каким-то школьным предметом, спортом до компьютеров и интернет-игр. Здесь даже не так важно, КУДА конкретно “уходит” подросток при невозможности решить конфликт самостоятельно. Важно, чтобы такой интерес был. Хотя бы один. Он-то и может послужить тем единственным порой фактором, который остановит ребенка и не даст ему совершить непоправимое.

— Как родителям и друзьям подростка понять, что с ним что-то не так? Можно ли в принципе предугадать, как поступит ребенок в той или иной ситуации?

— Способность руководить собой включает три взаимосвязанные способности: правильно понимать действительность, осознавать значение своих действий и регулировать их. От того, как подросток понимает окружающую действительность, от того, какая картина мира у него сформируется, зависит и проявление двух других способностей.

Проблема возникает, когда ребенок осознает мир вокруг себя неадекватно и предвзято, только через призму собственных нужд и потребностей. Чистой воды эгоцентризм. “Она на МЕНЯ не так посмотрела!”, “Они МЕНЯ обидели”, “Вы МЕНЯ заваливаете на экзамене” и так далее. То есть оценка любого события происходит только с точки зрения себя любимого. При этом все остальное просто не берется в расчет.

psycholekar.ru

Вторая способность — осознавать себя и социальное значение своих действий в любой ситуации социального взаимодействия. К сожалению, часто можно услышать: “Я не понимал, что делаю”, “После его поступка у меня сорвало крышу”, “Я перестал чувствовать свое тело”, “Я не понял, как оружие оказалось в моей руке” и прочее.

Третья способность — регулировать свои действия. Подростки идут в магазин, покупают патроны, получают лицензию. Читая, как несовершеннолетние дети приобретают оружие, не устаю поражаться: а где мы, взрослые, находимся непосредственно в этот момент? Неужели важно только получить деньги за проданный “ствол”? А потом — хоть трава не расти?

Эти три способности можно свести к трем этапам поступка. И подловить подростка, не дать ему сорваться на каждом из этих этапов может любой взрослый. Важно видеть, чувствовать и делать. А для этого нужно не так и много: не стоять в стороне.

— К родителю внезапно приходит понимание, что он воспитал социопата. При этом сын или дочь еще не совершили ничего криминального. Что делать дальше? Просто ждать, надеяться на “авось, пронесет”?

— Для начала давайте уясним: ни одна мама и ни один папа не растят социопата сознательно. Да и социопат — не синоним слову “убийца”. Социопат — человек, который не способен формировать гармоничные отношения с окружающими. Условно эту категорию лиц можно разделить на два типа. К первому относятся пассивные социопаты, которые длительное время ведут себя нормально, следуя, как правило, сильному внешнему авторитету. Они ходят на учебу и работу, имеют неплохой, а порой и великолепный уровень образования и общей культуры. Этим они успешно компенсируют свое неумение строить отношения. И “срыва” фактически может никогда не наступить.

Второй тип — активные социопаты. Такие люди ведут себя в социуме, как уже понятно из определения их типа личности, активно. Активно проявляют ненависть ко всему, что окружает их, хотя бы за то, что окружает. Активно демонстрируют презрение, эгоизм, себялюбие. И активно поддаются на провокацию. Такого рода люди благодаря телевидению становятся сегодня даже “героями нашего времени”. “Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучи термины!” — говорит устами Бенедикта Камбербэтча Шерлок Холмс. И мы видим, как эффективно раскрываются преступления.

Важно знать и помнить: на всех социопатов практически не действует наказание. Поэтому метод “кнута” не пройдет даже в сочетании с “пряником”. Единственное, чего вы добьетесь наказанием, — всплеска ответной агрессии.

— Если почитать комментарии, которые интернет-пользователи оставляют под статьями, посвященными такого рода трагедиям, складывается неоднозначная картина. Одни винят во всем “компьютерные стрелялки”, которые воспитывают из детей убийц. Другие видят проблему в том, что подростки попросту подражают своим предшественникам, чьи преступления СМИ “обсасывают до косточек”, невольно превращая трагедию в шоу, а убийцу — в “героя недели” и даже “героя месяца”.

— Проблема гораздо масштабнее, чем это представляется многим “народным комментаторам”. Мальчишки послевоенного поколения все как один играли в “войнушку”, однако разве это когда-нибудь заканчивалось попыткой по-настоящему расстрелять друзей во дворе или одноклассников в школе? Глупо списывать все на онлайн-игры. Другое дело, что на протяжении уже длительного времени в мировых СМИ идет пропаганда насилия и жестокости. Телевизионные каналы буднично сообщают о терактах, авиа- и автокатастрофах. Информационный контент тех же российских СМИ (в том числе интернета) составлен таким образом, что негативные новости превалируют над позитивными. В сети публикуются фото и видео с места преступления, целые группы в соцсетях посвящены тематике суицидов, массовых убийств. Про фильмы и говорить нечего — детективы, триллеры, боевики намного популярнее комедий, мелодрам, детских и юношеских картин. Я сейчас веду речь о телевидении и интернете в целом. Современные дети как губка впитывают весь этот негатив. И перестают относиться к смерти как к чему-то страшному, необратимому. Перестают ценить жизнь — и свою, и чужую. Зато начинают ненавидеть людей, потому что ненависть, увы, нынче в тренде. Вот, как мне кажется, одна из основных причин подростковой агрессии.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter