Надо ли нам аграрное производство ради производства без учета затрат и эффективности

Просто не надо дури

Любой производственный процесс — это, если очень упрощенно, определенный набор действий и манипуляций, имеющий цель получения на выходе конечного продукта. И если при производстве автомобиля  будет пропущен, к примеру, процесс прикручивания колес, продукта как такового не будет. Понятно и логично. Но тогда получается, что агроменеджеры, которые с легкостью опускают одну-другую операцию в технологии выращивания, скажем, рапса, и надеются потом на высокий результат,  или с этой логикой незнакомы, или над ними довлеют обстоятельства непреодолимой силы в виде административного диктата. Это когда от крестьянина требуют производить много и всего, не считаясь с эффективностью и затратами. Отсюда еще один вопрос: а стоит ли и дальше наращивать объемы, если себя мы продовольствием обеспечиваем, но продавать излишки все труднее, а издержки весьма велики?



Об этом журналисты и спросили Президента, когда он 1 августа знакомился с ходом уборки в Минском районе. Глава государства ответил прямо: голодных  людей  в мире много, поэтому стоит. Но вот здесь, мне кажется, и прозвучало самое главное, новое, в перспективе без форсирования процесса.

На возможное по этому поводу недоумение и недопонимание Президент через два дня ответил в Миорском  районе: если нет технологий, чего пахать и сеять себе в убыток? 

И вот прямая цитата из выступления Президента на совещании 7 августа: «Выходить в поле технологически не готовым к посеву нельзя. Просто не надо сеять.  За это ответят председатели облисполкомов и соответствующие министерства на всю катушку. Хватит уже заниматься дурью и обманывать самих себя. В пустую, как говорят крестьяне, землю класть зерно преступно».

В этом предельно ясном и абсолютно выполнимом императиве мне, да и аграриям-практикам, наверное, тоже, больше всего импонируют  вот такие аспекты.

Сеять в пустую, ничем не заправленную землю — это не просто против технологических регламентов, это против самой крестьянской сути. Разве ж будет настоящий хозяин такое себе во вред делать? Чтобы частично ответить на этот вопрос, позволю себе несколько цифр. В 2008—2010 годах каждый гектар пашни в стране получал 300 килограммов действующего вещества азота—фосфора—калия. В 2016-м – 157 килограммов.  В этом году под яровой сев планировалось  внести 1253 тысячи тонн действующего вещества этих удобрений, на начало апреля  их было в наличии 45,4 процента от потребности. И это только один момент — удобрения. А есть еще комплекс средств защиты растений, без которых урожая не получишь, и многое другое. Что это именно так, показала практика этого года — урожаи получает тот, кто все сделал по уму. Ну а бледные изреженные посевы, которые  практически заглушили лебеда и дикий щавель, — это ведь тоже визитная карточка тех, кто и сам себя, и страну обманывает. Очень много езжу по Беларуси и всегда с болью гляжу на огромные, поросшие не только буйными сорняками, но уже и кустарниками земельные массивы (за адресами, если кто не верит, что так бывает, — милости прошу ко мне). И после этого уже с настоящей злостью смотрю, как мощные бульдозеры снуют по придорожным кустарникам, режут их и корчуют,  лепят из остатков огромные, годами потом здесь лежащие кучи.

Знаете, как это называется? Ввод в оборот новых земель и наведение порядка на земле. Упаси боже, я не против этого, я за порядок — тотальный и повсеместный. Я, как выразился Президент, против дури.  Потому что показушная попытка отрапортовать о нескольких отвоеванных от кустарников клочках неудобиц, в то время как за этими  самыми кустарниками лежат огромные массивы заброшенной  пашни, — это дурь и есть. 

Скажите, хозяйству, району, стране, в конце концов, именно сегодня жизненно важно включить их в хозяйственный оборот или,  дав полную заправку, снять  все по максимуму с тех гектаров, которые есть? Может, целине этой местной целиной и побыть, пока не разбогатеем как след и с умом к ней не подступимся. Все, что иное, будет, мне кажется, разбазариванием ресурса технического и нравственного — вряд ли молодой специалист, увидевший такое на первом своем рабочем месте, захочет здесь остаться.

Уборка, тяжелая и изматывающая, когда каждый  колосок приобретает особый вес и цену, подходит к  концу.  Крестьяне готовятся  к севу озимых. И очень надеюсь, что если не за моим авторством, то уж в нашей газете точно появятся репортажи о том, как оживает земля, переданная, как того и потребовал Президент, хозяйствам общественным, фермерам, частникам, что абсолютно непринципиально, которым нужно зерно, другая продукция и которые умеют их производить.

mihailkuchko@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter