Просто наступила пора взросления

Как помочь подростку пережить кризис переходного возраста?

Когда у подростка наступает кризис переходного возраста, специалисты советуют его родителям вспомнить себя в юности

Разные дороги приводят человека в профессию. И есть одна, путей в которую, как говорят сами ее обладатели, может быть только два — любопытство и попытка с помощью полученных знаний решить какие-то личные проблемы. Третьего не дано. Речь идет о психологии.

Педагога-психолога Минского государственного профессионально-технического колледжа торговли Людмилу Астапович в профессию привело, скорее, любопытство, «подогреваемое» еще любовью к детям и серьезным интересом к более глубокому осмыслению человеческих поступков, чем это дает просто самоанализ или работа с художественными произведениями. Можно сказать, последние и предопределили «психологическое будущее» на тот момент — 1998 год — учителя русского языка и литературы Людмилы Васильевны, которая после филфака БГУ и достаточно плодотворной работы по специальности в школе рискнула и решила все же переквалифицироваться. Не рискни она тогда, многие воспитанники педагога-психолога Людмилы Астапович не обрели бы в ее лице мудрого советчика, даже друга, врачевателя (иначе и не назовешь) юных и поэтому несколько безрассудных и так нуждающихся в поддержке душ и сердец!..

...Разговор все время прерывают: раз за разом в дверях кабинета педагога-психолога показывается очередной желающий пообщаться по душам. Скольким специалист уже помогла залечить «сердечные раны», предотвратить какие-то личные трагедии, скольких просто поддержала и вселила оптимизм, говорить в среде психологов не принято. Но, став вынужденным свидетелем чрезвычайной настойчивости ребят, понимаю: таких немало. Людмила Астапович подтверждает, что кабинет ее никогда не пустует.

— Подростковый возраст, период ранней юности — один из самых сложных этапов в жизни человека. Ведь абсолютно любая возникающая в это время проблема кажется подростку почти неразрешимой. И в отличие от взрослых дети не умеют прятать свои проблемы. Первое и главное, что беспокоит их ,— это, конечно, непонимание со стороны взрослых, утверждение в коллективе сверстников и в то же время самоутверждение. Есть проблемы более глубокие, когда подросток сам себя не понимает, не может найти свое место в жизни. Конечно же, большое внимание в это время отдано отношениям с противоположным полом: первое свидание, любовь, мода, претензии, идеалы... — рассказывает Людмила Васильевна.

Всем этим им хочется поделиться со специалистом. Хотя это слабо сказано — поделиться. В душе у подростка порой происходят настоящие эмоциональные бури, поэтому педагог-психолог должен не только уметь выслушать, проконсультировать, но и, по необходимости, скорректировать состояние, отношение человека к проблеме. Помогают в таком случае специальные тренинговые и развивающие методики, но при всем их разнообразии подходы к каждому у специалиста все равно свои, индивидуальные. Одному, для того чтобы появилась улыбка на лице, достаточно выговориться, другой в свои 18 лет приходит к выводу, что дальнейшая жизнь не имеет смысла... И хорошо, если подросток придет и расскажет об этом специалисту сам, ведь не зря говорят, что произнесенная вслух проблема решена уже наполовину. А если не придет? Тех, кому требуется особый подход, Людмила Астапович видит во время групповых занятий. И, отмечает она, порой уходит немало времени на то, чтобы просто доказать подростку, что ему действительно хотят помочь.

— Изучая проблемы детей, я убеждаюсь, что нередко это на самом деле проблемы взрослых, спроецированные на детей. Иногда приходят мамы и говорят: «Сделайте с ним (сыном) что-нибудь!..» При этом мама не понимает, что в данной конкретной ситуации именно она должна изменить отношение к сыну. Много проблем с родителями у детей возникает во время так называемого кризиса подросткового возраста (12—14 лет). В этот период происходят гормональные изменения в организме, начинается поиск себя. Подросток уже ощущает себя взрослым, но он пока зависим от мамы и папы, неавтономен. В отличие от кризиса средних лет, когда перед человеком возникают вопросы о том, чего же он достиг в жизни, подростковый кризис ставит вопросы о будущих целях. Но они порой неясны и размыты, — утверждает специалист.

Кризис, наверное, очень громкое определение, но специалисты в области психологии считают этот период все же самым главным в жизни человека, ведь проходит через него абсолютно каждый. В зависимости от типа темперамента проявляться «кризисное» состояние может по-разному: падением интереса к учебе (при этом интеллектуальный уровень не снижается), отдаленностью от родителей. Взрослые в этот период часто недоумевают: «Был золотой ребенок, а сейчас его словно подменили!..» Золотым, говорят в таком случае специалисты, он и остался, просто наступила пора взросления. Идти на поводу у подростка психологи не советуют, но контроль со стороны взрослых тоже не должен быть чрезмерным. Людмила Астапович призывает родителей вспомнить себя в юности и постараться создать ребенку ту атмосферу в семье, о которой они мечтали сами.

Многое объясняет и ответ на вопрос о том, почему именно в этот период подростки тяготеют к разного толка молодежным течениям, способны пристраститься к вредным привычкам. Они просто выбирают ту среду и играют по правилам той компании, где их понимают. Для подростка с неокрепшим эмоциональным интеллектом такая дружба может сыграть порой роковую роль.

Если проанализировать, корень всех подростковых проблем — это непонимание. Порой его создает не только окружение человека, но и он сам. Как психолог Людмила Васильевна с грустью отмечает, что дети сейчас, с развитием информатизации, разучились общаться. Многие подростки ограничиваются парой предложений, брошенных, не снимая наушников, на перемене одногруппнику. А ведь чем меньше человек говорит, тем, стало быть, меньше думает, размышляет. Психологи давно говорят, что в будущем это может привести к появлению общества одиночек.

— Дефицит общения мы компенсируем с помощью игр. Известные всем «Мафия», «Классики» сейчас модифицировали в психологические игры. Современные подростки порой воспринимают их как некое ноу-хау и готовы играть в них часами, забывая о компьютерах и виртуальном мире, целиком погружаясь в реальный мир богатого человеческого общения, — замечает педагог-психолог.

Действительно, разговор, доверительная беседа, нужная фраза — очень мощное «оружие». Педагог-психолог — это, если рассудить, тот же врач, только в качестве лекарств он использует самую действенную словесную терапию. Не зря, кстати, у психологов существует правило: поработал неделю-другую —обратись к специалисту-коллеге и сам...

---------------------------------

Советы родителям

l  Подходы в воспитании детей у родителей должны быть одинаковыми. Плохо, если папа за что-то ругает, а мама за это же жалеет. Это провоцирует состояние манипуляции. В результате ребенок может вообще перестать слушать родителей.

l  Не стоит чрезмерно опекать детей. Родительская гиперопека может особенно навредить ребенку в подростковом возрасте. Пусть дети учатся на своих ошибках. Иначе впоследствии любые жизненные трудности будут вызывать даже у взрослого человека состояние паники.

l  Не стоит постоянно сравнивать ребенка с его братьями-сестрами или одноклассниками. Он не хуже и не лучше других, воспринимайте его таким, какой он есть.

l  Не нужно проецировать свои несбывшиеся мечты на детей. Если вы не стали, скажем, вокалистом, не стоит насаждать ребенку любовь к музыке.

l  Не стоит возлагать на детей ответственность за не сложившиеся отношения с супругом. Ни к чему и другие крайности, когда, например, одинокая мама в ущерб личной жизни все свое внимание направляет на чадо, тем самым лишь укрепляя его детский эгоизм.

---------------------------------

На снимке: Людмила Астапович проводит психологический тренинг.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter