А помогли нам в этом шестиклассник из гимназии № 13 Минска Артем Сороко и его мама Татьяна Владимировна. Задание несложное – из двух страничек текста (одна из старого, вторая – из нового учебника) выбрать ту, которая больше понравится. Чтобы соблюсти чистоту эксперимента, темы, с которыми мы работали, пришлось взять из пособия за 7-й класс 2009 года издания. Дело в том, что недавно программы «подвинули» так, что в базовой школе отныне изучают историю не до начала ХХ века, а по сегодняшний день. А в 10-м и 11-м классах – только расширяют и углубляют полученные ранее знания.
Итак, приступим. Перед нами две книги. Одна – «История Беларуси» 7-й класс, год издания – 2009-й. Авторы Г. В. Штыхов, Ю. Н. Бохан и М. А. Краснова. Другая – базовый вариант. «История Беларуси» 6-й класс, год издания 2016-й. Авторы – Ю. Н. Бохан, С. Н. Темушев.
Копии нового учебника во всех примерах – слева
– Текст разбит на кусочки, которые выделены другим цветом. Его легче читать.
Татьяна Владимировна с сыном согласна:
– Конечно, легче. Только сравните предложения «В середине XIII в. в Восточной Европе образовалось новое государство». И «В середине XIII в. в Восточной Европе образовалось новое государство, нахождение в котором стало важным этапом в истории белорусских земель». Смысл тот же, но второе в два раза длиннее.
– Здесь есть цветные картинки – печать князя Скиргайло и герб княжества. И текста меньше. Правда, допущена ошибка: слово «княжество» надо писать с маленькой буквы.
Пока Артем рассматривает наше следующее задание, Татьяна Владимировна признается: сын очень любит историю. По этому предмету у него девятка.
– Вот вариант, где детям рассказывают, что мятежники попытались убить Свидригайло в Ошмянах 1 сентября 1432 года. Детям сложно запомнить даже год, не говоря уже о месяце. На мой взгляд, такую детальную информацию необходимо давать в крайних случаях.
СЛОВО АВТОРУ
Степан Темушев, доцент исторического факультета БГУ, преподаватель Лицея БГУ:
– Написать учебник – очень сложная работа. В нашем пособии много иллюстраций, карт, схем, над которыми пришлось трудиться и в отпуске, и по ночам. В 6-м классе для изучения добавили два с половиной века, поэтому потребовалось сократить уже написанный материал. Главная особенность учебника нового поколения в том, что в нем меньше текста, а дополнительную информацию ученики, которые увлекаются историей и хотят ее изучать глубже, могут найти, пройдя по ссылкам на полях страниц. Дополнительный материал размещается в атласах, хрестоматии, на электронных образовательных ресурсах. Закрепить знания в игровой форме позволяют интерактивные задания. На них можно перейти с помощью QR-кодов. Выполнение одного задания занимает всего 30–60 секунд. Мой сын, шестиклассник, с которым мы отрабатываем все параграфы дома, остался доволен.
ВЫВОД: Всего мы предложили Артему десять пар страниц. Из нового учебника он выбрал восемь. В двух случаях не смог определиться и предпочел ответ 50 на 50. Что ж, похоже, новые пособия действительно лучше своих предшественников. Единственное, что по-прежнему вызывает недоумение, почему их называют базовыми. Если бы по ним учились только в базовой школе, то понятно. Но когда они «дают учащимся базовые знания», возникает масса вопросов. Например, а какие знания давали до сих пор старые учебники? Раньше в школах и гимназиях готовили кандидатов наук? Или может, сразу докторов? А быть может, стоит изменить терминологию, путающую и учеников, и родителей, и учителей, и даже самих авторов этих «чудо-книг» и ввести новый термин, скажем, «Просто хороший учебник»?
Фото автора