Проснулся, выпил — на кладбище…

Многие  в  Цинцевичах  почему-то  выбирают  именно  такой  жизненный  путь. Кто  помешает  им?

 Многие  в  Цинцевичах  почему-то  выбирают  именно  такой  жизненный  путь. Кто  помешает  им?

Туманное осеннее утро. Кладбище. Рядом три могилы: отца, матери (совсем не старые еще люди) и сына Сильвановичей. Мать умерла последней. Как говорят соседи, осталась одна да заболела. А ей «сердобольные друзья» вместо того, чтобы врача вызвать, стали самогон носить да через форточку передавать. Однажды она форточку попросту не открыла… Ее сын Анатолий умер еще два года назад, через год после своего сорокалетия... Недалеко могила Сергея К. С мраморного памятника смотрит молодой мужчина-красавец. Ему было всего 37. У него остались жена и ребенок…

Знакомство с деревней Цинцевичи Вилейского района я начала с погоста не просто так. В письме, пришедшем в редакцию, речь шла во многом и о нем. Вернее, о том, что многие жители деревни все чаще стали перебираться на кладбище. И виной всему – пьянство.

...Преодолеваю буквально несколько десятков метров по перелеску, сплошь усыпанному мусором, и наконец попадаю в деревню. Сама деревенька аккуратная и прибранная – ничего не скажешь. И могилки на кладбище тоже. А вот дорога почему-то превратилась в стихийную свалку.

— А в вашей деревне самогон продают? – обращаюсь я к первому встречному, мужчине средних лет, работающему в огороде.

— Ничего не знаю, у нас никто не пьет, никто не продает. Работать надо, делом заниматься, — слишком поспешно отвечает он из-за забора и поскорее уводит из поля моего зрения старушку, которая уже открыла было рот, чтобы поделиться информацией о соседях.

Ну, ничего, в деревне старушек много. Кто-нибудь  обязательно расскажет. И рассказали!

У бабы Таисы пьют сын, 26-летний внук. Пила и невестка, жена внука, да померла – рак. Недавно вот к внуку «друг» зашел потолковать – окна побили, двери, телефон оборвали...

— Все беды из-за «гарэлкi» этой, — уверяет бабушка. – А не продавали бы, уверена, меньше пили бы.

— Лучше бы аптеку в деревню привозили, — судачат бабульки. – Конечно, социальные работники приходят и пожилым одиноким все необходимые лекарства приносят, по хозяйству помогают. Ну а остальным как же? Транспорт не ходит, как выбраться из деревни?

Правда, во время учебного года через деревню проходит автобус, который возит учеников в школу и обратно. Но это только тогда, когда занятия в школе есть. И вообще, взрослым приходится объезжать со школьным автобусом все окрестные деревни, прежде чем добраться до нужного места.

— Вот в этом доме пьющая семья и в этом… — проводит «экскурсию» по деревне автор письма в редакцию Ольга Григорьевна.

Многовато, как мне кажется, для деревушки, где всего-то около 140 жителей… А через несколько дворов – снова семья, где злоупотребляют спиртным пять человек. Исключение – старенькая бабушка и несовершеннолетний внук.

Информаторы просят имен своих не называть и стараются не распространяться о тех, кто именно торгует. Охотнее говорят об ушедших в мир иной. Например, дядя Миша не только продавал спиртное, но и содержал у себя нечто вроде притона, где желающие могли пропустить по стаканчику-другому, а потом и вповалку отдохнуть после принятого на грудь. Сейчас дядя Миша переселился на кладбище и, понятное дело, уже не торгует. Не занимается больше столь прибыльным бизнесом и еще один односельчанин – недавно врачи отняли ему ногу. Сказали, спиртное довело так, что мужчине сейчас не до самогона.

Винят в постоянных смертях деревенские не столько само повальное пьянство, сколько некачественный самогон, которым, по их словам, торгуют в некоторых дворах. Непосредственно жители Цинцевичей самогон не гонят – распространителям его подвозят. «Пляшка» стоит 3,5—4 тысячи, что, конечно же, гораздо дешевле магазинной водки. А при желании можно взять мутный напиток и на розлив – в стакане. Да что там розлив! Заботливые продавцы могут доставить товар прямо на дом, да еще и в долг дадут, только пей и потом в получку плати по долгам – полный сервис.

Молодежь от старшего поколения не отстает. В деревне нет ни клуба, ни другого места, где можно отдохнуть. Вот и выкручиваются, как могут. Например, устраивают дискотеки в старых заброшенных домах. А то и просто отдыхают «культурно» на природе. В лесу, практически в двух шагах от деревни, я нашла оборудованное местечко: импровизированный столик, кострище, мусор. И бутылки, бутылки, бутылки…

Староста деревни Тамара Микулич ничего страшного в том, что сельчане выпивают, не видит. Говорит, что пьют, как везде, ни больше ни меньше.

— А что пьют-то? – спрашиваю.

— Да кто что. Что достанут…

— А где достают?

На этот вопрос мне староста не ответила. Не знает она…

Не считают ситуацию в Цинцевичах чрезвычайной и в Вилейском райисполкоме. По словам управляющего делами райисполкома Олега Монциводы, в округе, где расположена деревня, в этом году снизилась преступность. А уголовных преступлений вообще не регистрировалось. Школьники летом заняты в волонтерских, строительных и сельскохозяйственных отрядах, так что бездельничать им вроде как и некогда. А пьянство… оно ведь везде есть. Как говорится, бич нашего времени.

— Что скрывать, во всех деревнях пьянство присутствует в той или иной степени, — говорит участковый инспектор Сергей Заборонок. – И я бы сказал, что деревня Цинцевичи в этом отношении на фоне многих других выглядит очень неплохо. Есть деревни и более проблематичные. Мы же со своей стороны регулярно проводим профилактическую работу. Выявляем точки, наказываем людей рублем. Это помогает, но временно. Одни перестают торговать, но через некоторое время появляются другие места продаж. К примеру, в Цинцевичах сейчас никто не торгует самогоном. Но те, кому надо, все равно находят – отправляются за выпивкой в соседние населенные пункты. Так что это проблема не одной деревни, а гораздо шире.

И с этими словами Сергея Михайловича я не могу не согласиться. Цинцевичи спиваются не одни. Правда, новый председатель местного СПК взялся бороться с зеленым змием, но это только в рабочее время. В остальное сельчане предоставлены сами себе. Люди-то взрослые, кто им указ?

P.S. А самогонки ни в Цинцевичах, ни в соседних Желтках, ни в Коловичах, куда, по непроверенным данным, переместился в последнее время центр торговли спиртным, мне так и не продали…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter