Прошлое запечатано в генах.

Предки всех современных людей вышли из Африки, а прародители белорусов начали заселять территорию нашей родины 10–12 тысяч лет назад. Проведенное в Беларуси исследование по этногеномике позволило заглянуть в далекое прошлое и поставило на повестку дня вопрос о всеобщей генетической паспортизации.

Предки всех современных людей вышли из Африки, а прародители белорусов начали заселять территорию нашей родины 10–12 тысяч лет назад.

Проведенное в Беларуси исследование по этногеномике позволило заглянуть в далекое прошлое и поставило на повестку дня вопрос о всеобщей генетической паспортизации.

Двум десяткам участников исследования по этногеномике организаторы направили письма с информацией для медиков: оказалось, молодые люди предрасположены к серьезному заболеванию. Чтобы оставаться здоровыми, им придется соблюдать некоторые несложные правила. — Но смысл нашей работы не сводится только к медицинским рекомендациям, — говорит заведующий лабораторией нехромосомной генетики Института генетики и цитологии Национальной академии наук, член-корреспондент НАН Олег ДАВЫДЕНКО. — Знать свои корни важно в первую очередь для национального самосознания. До сих пор существует много теорий о происхождении белорусской нации: то мы “восточные поляки”, то “западные русские”, то близкие родственники балтов...

Откуда мы? И куда идем?

Чтобы прикоснуться к истокам, исследователи разделили Беларусь на шесть историко-этнографических регионов: Западное и Восточное Полесье, Центр, Понеманье (место проживания легендарных дреговичей), Подвинье (северная часть страны, где, согласно летописям, жили кривичи) и Поднепровье (восток страны, родина радимичей). В каждом из этих регионов в сельских населенных пунктах у сотен добровольцев взяли пробы ДНК.
— И с лингвистической, и с генетической точки зрения мы не балты, а славяне, — рассказывает о выводах ученых Олег Давыденко. — Беларусь является  частью территории, которую 12 тысяч лет назад начали заселять индоевропейцы — общие предки балтов, славян и германцев, и частью территории, где много позже зародились славяне, ныне составляющие население половины Европы. Семь тысяч лет назад наши предки в Западном Полесье уже начали выращивать злаки.
Выводы, сделанные на основе генетических исследований, самые убедительные. Генофонд нации не реагирует на смену государственных элит, языков и религий. Даже в наш век открытых границ подавляющее большинство браков заключаются внутри национальной или региональной общности.

Европу сделал многоголосой ледник

Ледник уменьшил популяцию первых людей в Европе до нескольких маленьких групп. По мнению Олега Давыденко, одна из этих групп пережила оледенение где-то на Пиренеях, вторая за Каспием или в Причерноморье, третья, возможно, на территории нынешней Турции... По мере таяния льдов Европа заселялась заново. Только прожившие тысячи лет в изоляции группы уже различались по генотипу, языку и зачаткам культуры.
У половины белорусов, так же, как и у поляков, русских, украинцев, словаков и чуть меньшего количества других славян есть хромосома R1а, которая в настоящее время преобладает в северном Пакистане и северной Индии. Мужчины, несущие эту хромосому, — самые прямые потомки той ветви индоевропейцев, которые пережили ледник за Каспием. От столкновения этой ветви с индоевропейцами, шедшими с Пиренеев, произошли предки  народов германской языковой группы. А северная группа индоевропейцев столкнулась с угрофиннами, которые, судя по накопленной генетической изменчивости, вторглись на эту территорию чуть позже. В результате образовалась балтская группа языков. Так разделились германцы, славяне и балты, когда-то вместе пришедшие на эту территорию.
— Следы пыльцы пшеницы и ржи геологи находят в слоях семи тысячелетней давности, по крайней мере на юго-западе страны, — замечает Олег Давыденко. —  Пшеница не наше растение, ее принесли. И количество пыльцы может быть заметным только в том случае, если были засеяны большие поля. Вероятно, культуру земледелия принесли нашим  предкам примитивные земледельцы, пришедшие с Балкан или территории нынешней Турции.

“Славянская душа” — субстанция социальная

Конечно, мы поинтересовались у себеседника, отражается ли в генах “славянская душа”.
— Это, скорее, из области воспитания, — последовал предсказуемый ответ. — Пушкин — русская душа, но его дедушка африканец. Система ценностей формируется под влиянием социального окружения.
А вот темперамент, по мнению Олега Давыденко, наследуется и может быть подвержен отбору. Сотни лет неторопливой кропотливой работы на матушке-земле могли воспитать белорусов “памяркоўнымі” и толерантными. Наверное, если бы наши праотцы охотились или совершали набеги на соседние страны, выражение “горячий белорусский парень” не носило бы ироничного оттенка.

Судьба зависит не только от звезд, но и от генов

Для ученых не секрет, что склонность ко всем болезням, включая инфекционные, обусловлена генетически.
— Мы уже знаем, что от 5 до 10 процентов белорусов никогда не заболеют СПИДом, потому что обладают природной устойчивостью к вирусу, — рассказывает Олег Давыденко. — У нас другие проблемы: некоторые белорусы генетически склонны к раннему ожирению и врожденной тугоухости. В среднем среди европейцев 2 процента носителей мутации гена, который обусловливает тугоухость, в Беларуси около 5 процентов, а в отдельных регионах, как Западное Полесье, их до 15 процентов.
Так же неравномерно распределяются по территории нашей страны гены, обусловливающие нарушения холестеринового обмена, а значит, предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям — от 3 процентов носителей гена на севере до 10 процентов в южных регионах страны. Каждый 22-й белорус предрасположен к гемохроматозу, то есть нарушению обмена железа. При этом заболевании железо может накапливаться в различных органах — печени, суставах, поджелудочной железе, селезенке, провоцируя заболевания. А ведь препараты с железом до недавнего времени выписывали всем без исключения беременным женщинам!
— Мы разработали и передали в РНПЦ “Мать и дитя”  методику определения противопоказаний для приема таких препаратов, — говорит Олег Давыденко. — Конечно, в идеале каждый человек должен знать свой генетический паспорт.
Уходя, я представила, сколько поколений жили на моей земле до меня — радовались и плакали, работали до седьмого пота и любили до потери головы. Наверное, каждая пядь земли под ногами полита их потом, каждый камень помнит прикосновение босых ног. Осознав это однажды, начинаешь иначе относиться к привычному словосочетанию “наша земля”.

Полешуки остались загадкой

Тысячи лет местные жители провели на островах, в окружении воды, сведя к минимуму контакты с внешним миром.
— Полесские изоляты — одна из тем, которой исследователи хотели бы уделить внимание в ближайшее время, — говорит Олег Давыденко. — Мы предполагаем, что это прямые потомки первых земледельцев.
В некоторых полесских деревнях до сих пор свой, особенный язык, их жители отличаются и по своим атропологическим признакам. Этнографы и антропологи давно заметили и описали такие факты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter