Почему белорусская голубика, доезжая до московских магазинов, дорожает в пять раз?

Прошлись по ягоды

На днях коллега вернулась из Беларуси и удивила рассказом о том, что в Минске много вкусной и дешевой ягоды, мол, отборная голубика в гастрономе стоит (в эквиваленте) всего-то 260 российских рублей за килограмм! Очень захотелось голубики. На моем участке она не растет, рынка поблизости нет. Пошел с кузовком в ближайшие супермаркеты в надежде прикупить недорогой белорусской ягоды. А почему нет? От границы Беларуси до Москвы всего семь-восемь часов езды, привезти в наши магазины ягоду — велика проблема? Но оказалось, я погорячился...

С 2010 года урожайность плодов и ягод в Беларуси выросла в 3,7 раза.
фото ТАСС

Поход в местные супермаркеты разочаровал. С ягодами просто беда! Они есть, но почему-то по баснословным ценам. И пре­имущественно с другого континента. Из ягод российского сбора на полках можно встретить только клубнику и крыжовник (по 750 рублей за килограмм). Белорусского происхождения нашел голубику: мелкая, по шок-цене — 499 рублей за килограмм, отборная — 1280 за килограмм. Малина по 900 рублей. И то только в одном супермаркете. В остальных — все иностранное и издалека. Хуже всего в России, судя по всему, с ежевикой и малиной. Первую к нам привозят аж из Перу, и продается она по цене 350 рублей за 125 граммов (2700 рублей за килограмм), а вторую — из Марокко (140 рублей за контейнер такого же объема). Да что там говорить, даже красная смородина на полках не наша, российская, и не белорусская, а ливанская — 200 рублей за те же 125 граммов.

Почему в магазинах Москвы нет белорусских ягод? Об этом я спросил председателя Совета Ягодного союза Вячеслава Пленкина.

Прежде всего, подчеркнул эксперт, сетевые магазины Москвы совсем не являются показателями фактической цены на ягоду. «Дело в том, что ягода для таких торговых точек не является товаром, на котором они зарабатывают. Это имиджевый продукт, который продается малыми объемами и просто «должен быть» на полке каждого хорошего магазина», — объясняет Вячеслав Пленкин.

При этом главная проблема дороговизны в этом сегменте, продолжает он, заключается в том, что цена на товар формируется на единственном оптовом продовольственном рынке, по сути, монополисте. «Вход» на этот рынок обойдется продавцам ягод в очень серьезную сумму. А все сопутствующие сборы потом перекладываются из оптовой цены в розничную, из-за чего на прилавке мы и получаем ситуацию, когда килограмм клубники обходится покупателю почти в тысячу руб­лей, констатирует эксперт. И добавляет, что в итоге оптовая и розничная цены в среднем отличаются в два-три раза.

Тем не менее белорусские производители ягод во многом ориентированы именно на российский рынок, успокаивает он. «Я в мае был в нескольких белорусских хозяйствах и общался с производителями. И сегодня практически все серьезные хозяйства поставляют свои ягоды к нам. Потому что четко понимают, что реальный сбыт на их объем может предоставить только Россия», — рассказывает он.

Так почему же в самый сезон белорусских ягод в магазинах практически нет? Один из ответов кроется в желании продавцов ягод получить максимальную прибыль, объясняет Вячеслав Пленкин. «Ряд крупных белорусских производителей ягод работают с отечественными сетями, поставляя в них так называемую раннюю ягоду, когда спрос на нее в начале сезона очень высок. Цены поставки, соответственно, тоже высоки, и этот бизнес получается наиболее выгодным», — рассказывает эксперт.

Еще один немаловажный момент заключается в специфике работы российских сетевых супермаркетов. «Процедура захода продавца ягод в сеть достаточно длительная. Товар принимается по определенной процедуре через распределительный центр, оформляется очень много документов-обязательств. Получается, что, по сути, ты еще ягоду не привез, но ты уже должен. А ягода — товар, с которым необходимо работать быстро. К тому же не все производители готовы обеспечить соответствующее сетевым стандартам постоянное и стабильное качество и необходимые к реализации объемы», — констатирует председатель Совета Ягодного союза.

Выходит, что в московских супермаркетах мы белорусской ягоды не увидим? «Ни одна сеть в Москве никогда не продаст столько ягоды из Республики Беларусь, сколько ее продается на площадках рынков. Просто потому, что это на данном этапе невыгодно ни владельцам сетевых магазинов, ни покупателям», — резюмирует эксперт.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru

Как в Беларуси

Беларусь все активнее развивает ягодный бизнес. По словам специалистов, сегодня особенно выгодно заниматься выращиванием голубики, малины, клубники. На пике популярности и черная смородина.

Голубика — королева белорусских плантаций.

За десять лет производство плодово-ягодной продукции в общественном секторе Беларуси увеличилось более чем в четыре раза. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия страны Владимир Гракун, на начало 2022 года заложено 85,8 тысячи гектаров плодово-ягодных насаждений. По сравнению с 2010‑м урожайность возросла в среднем в 3,7 раза. В итоге валовой сбор плодово-ягодной продукции достиг 184 тысяч тонн. А в этом году показатели ожидаются еще выше. Специалисты агропредприятий и фермерских хозяйств вместе с селекционерами адаптируют к местным климатическим условиям новые виды и сорта ягодных культур, достигая серьезных успехов.

Растет и экспорт. По данным Минсельхозпрода РБ, в 2021 году экспортировано 11,8 тысячи тонн ягод: 4,3 тысячи — земляники садовой, 2,1 тысячи — малины и 5,4 тысячи — плодов других культур. В нынешнем году показатели должны быть еще выше. Так, на 8 августа 2022‑го за пределы рес­публики продано 8,8 тысячи тонн продукции. Почти 70 процентов — в Россию. Оно и понятно. У нас единое Союзное государство, а значит, и единый аграрный рынок. Россия способна потребить огромнейшее количество ягод. Да и цены там зачастую более привлекательные.

Ягодой номер один по праву считается голубика. В Беларуси плантации этой культуры уже достигли двух тысяч гектаров и постоянно расширяются, районировано 17 сортов. Благо местные природно-климатические условия — одни из лучших для ее возделывания, страна может стать лидером по производству ценнейшей ягоды на постсоветском пространстве.

Чтобы посмотреть, как идет дело, мы побывали у лидеров. КФХ «Синяя птица» основано в 1998 году, начинало с 12 гектаров. С тех пор площади расширились почти в 15 раз. Активно отправляет голубику в Россию и фермерское хозяйство «Алекс и Н». Как признается руководитель Тимур Галицкий, реализация проб­лем не вызывает. В этом году оптовая цена осталась практически на уровне прошлого года — 6 — 8 белорусских рублей за 1 килограмм (150 — 200 российских). Несмотря на холодную весну, урожай порадовал: почти в два раза лучше предыдущего. Более ста гектаров у «Алекс и Н» и под черной смородиной. Но здесь бизнес выстроен несколько иначе: ягода идет на заморозку.

Невозможно представить Беларусь и без клубники. Агрогородок Дворец Лунинецкого района — своего рода клубничная столица. Ставку на нее сделал и Сергей Глущенко из фермерского хозяйства «Титул-Агро». На 130 гектарах — настоящее плодово-ягодное изобилие: земляника садовая, смородина, черная рябина, яблоки, груши... Большое поле для творчества. Да и рентабельность радует. Так, клубника в среднем с гектара дает около 10 тонн. Причем ягод экстра-класса, большая часть которых уходит в Москву.

Нынешняя весна заметно отодвинула сроки созревания клубники. И в этом, как считает ­Сергей Николаевич, для белорусских фермеров весомый плюс: меньше конкуренции с российскими коллегами. Да и вообще, у клубники — большое будущее. Если объемы потреб­ления овощей и фруктов прирастают в среднем на 1 процент в год, то ягод — на 5 — 8. И самый большой спрос — на землянику садовую, хотя темпы прироста урожаев тут пока относительно невелики. Так что эта ягода еще долго будет востребованной.

Всерьез занимается земляникой садовой и Виктор Славецкий из КФХ «Славецкого». Летняя ягода вся разошлась в Беларуси, а вот ремонтантная (она как раз только-только начинает созревать) отправится в Россию. Фермер уверен, что там она будет принята на ура при стартовой цене не ниже 10 белорусских руб­лей. Также Виктор Александрович, пожалуй, один из немногих, кто выращивает на промышленной основе крыжовник. Местная торговля эту ягоду почему-то не воспринимает как ценную, а вот россияне очень даже любят. Только в этом году фермер отправил в РФ 25 тонн по цене 4 — 5 белорусских руб­лей (120 — 150 российских) за килограмм. Цены жителю Москвы могут показаться смешными. И это касается всех белорусских ягод. Однако, пока они доедут из Бреста, Гродно или Гомеля до российской столицы, их стоимость возрастает в разы. Свою долю берут перекупы, рыночные торговцы. С торговыми сетями напрямую белорусские фермеры практически не работают: уж слишком много документов нужно предоставить.

Наталья Тышкевич

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter