О ликвидации легкого и стрелкового оружия

Прощай, оружие

Наша страна избавляется от советского военного наследия. Шаг за шагом. Речь не только о заброшенных военных городках, пустующих долгое время зданиях, снос которых позволяет отдать столь нужную землю под гражданские нужды. Еще и о вооружении. Опасном, использовавшемся в последний раз несколько десятков лет назад. Полное искоренение подобных боеприпасов, оружия, некондиционного ракетного топлива проходит под пристальным наблюдением всевозможных европейских структур. При этом Евросоюз помогает нам средствами и оборудованием. В чем их интерес? Ответ прост — потому что речь идет о безопасности не только в конкретном государстве, а в целом регионе. 


Участники семинара ОБСЕ знакомятся с тем, как в нашей стране боевое легкое стрелковое оружие превращается в безобидные макеты.
фото Вадима Апарина

Уже есть результаты. Два года назад уничтожены последние противопехотные мины ПФМ-1, считающиеся одним из самых негуманных видов оружия. Они, как правило, не убивают, но серьезно калечат. Их срок годности составляет всего 10 лет. В 2018-м военные отчитались о вывозе за пределы страны оставшегося еще со времен холодной войны некондиционного и слишком уж токсичного ракетного топлива. А параллельно в Беларуси выводят из оборота легкое стрелковое оружие. Буквально за считаные минуты некогда грозные «калаши», винтовки Мосина, гранатометы и пистолеты превращаются в груду металла, идут под пресс и с мирными целями отправляются на переплавку на металлургические предприятия. Или другой вариант: переоборудуются в конструктивно схожие с оружием макеты (каким именно образом, вчера на базе 25-го арсенала Вооруженных Сил наглядно показали участникам прошедшего в эти дни в Минске семинара ОБСЕ) и передаются в кадетские училища, школы, музеи, на киностудии. Для военно-патриотического воспитания, организации всевозможных реконструкций и сражений, как реквизит. И такой подход для европейских структур — неплохой опыт, показатель того, «як мае быць». Особый акцент — на персональный учет при передаче оружия со склада и возвращение на склад макета, а также на соблюдение законодательства. 

Представитель Германии Уве Кох подчеркивает: особенно важен вопрос сохранности вышедшего из обращения оружия для его страны и для Франции. Вспоминает: проект стартовал после одной из террористических атак во Франции. Развития подобных событий на территории ОБСЕ никто не хочет, поэтому всеми возможными способами пытаются их предотвратить.

Только цифры. Каждый год на белорусских арсеналах утилизируются (в том числе путем переоборудования в макеты) тысячи единиц легкого стрелкового оружия. Однако процесс его ликвидации, кажется, будет беспрерывным. Потребность есть всегда. Не только потому, что, по словам начальника штаба вооружения Вооруженных Сил генерал-майора Андрея Федина, в наследство нашей стране достались очень большие запасы от Вооруженных Сил Советского Союза (востребованным такое оружие, естественно, не является). Но и потому, что в ходе плановой эксплуатации приходят в негодность, изнашиваются уже и современные образцы. А ремонтировать экономически целесообразно далеко не всегда...

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter