Об отношениях ЕС и Китая

Прощай, Далай

Об отношениях ЕС и Китая

Права человека? Собратья по коалиции? А так ли это на самом деле важно, когда речь заходит о деньгах? У Великобритании, как известно, свое особое мнение по многим вопросам, волнующим Европейский союз (который, кстати, во многих случаях союзом даже и не выглядит), и она с завидным упорством демонстрирует: национальные интересы превыше всего (правда, когда не входящая в ЕС Украина попробовала руководствоваться тем же принципом, сами знаете что началось).


Британия издавна дружит с нынешним Далай–ламой и поддерживает идею независимости Тибета. Поддерживает в том числе из имперских амбиций: долгие годы Тибет был фактически протекторатом Великобритании. Но премьер–министр Дэвид Кэмерон перед трехдневным визитом в Китай, главной целью которого было подписание соглашений о торговле со второй экономикой мира, сказал, что пора начать смотреть в будущее и оставить прошлое за спиной. А люди из его администрации подтвердили: больше премьер–министр с Далай–ламой встречаться не будет. Чтобы не злить Пекин. Потому что Китай (как и любая другая страна на его месте) очень не любит, когда кто–то считает, что его территории ему не принадлежат. А история (которая, как известно, не любит сослагательного наклонения) распорядилась так, что с 1951 года Тибет — часть Китая.


Визит британского премьер–министра изначально планировался на прошлый год, но был отменен китайской стороной после того, как Дэвид Кэмерон встретился с Далай–ламой, которого Пекин считает сепаратистом. Китайцы сочли эту встречу вмешательством в свои внутренние дела и призвали Лондон «исправить ошибки». Судя по тому, что сейчас Кэмерон приехал с шестью министрами и делегацией деловых кругов числом 130 человек (самая большая подобная делегация в истории двусторонних отношений), ошибки Британия признала и обещала исправить. Прощай, Далай! Побывавшие до того «в разведке» в Пекине мэр Лондона Борис Джонсон и лорд казначейства Джордж Осборн вопросы прав человека и независимости Тибета не поднимали, а сосредоточились на «большом потенциале для усиления экономических связей». Мне показалось или кто–то сказал «продались»?


Китайские банки будут теперь работать в Лондоне в менее жестких, чем раньше, условиях (в надежде, что Лондон превратится в основной узел для китайских финансовых и торговых операций в Европе), двери Британии теперь настежь открыты для китайских инвесторов, желающих вкладывать деньги в будущие атомные электростанции. Китайским туристам и бизнесменам обещано облегчение визового режима, а китайской футбольной Суперлиге — помощь от британских специалистов. За первые шесть месяцев этого года британский экспорт в Поднебесную вырос на 20% — за такие показатели в условиях мирового кризиса любой премьер–министр «продастся». И китайцы это прекрасно понимают. Не зря газета Global Times (англоязычное издание органа ЦК КПК «Жэньминь Жибао») назвала Великобританию «павшей великой державой» с «несколькими приличными футбольными клубами», которая привлекательна только для туристов и студентов. Жестоко, но похоже на правду?


Чтобы понравиться китайским коллегам, Дэвид Кэмерон не побоялся рассердить коллег европейских, пообещав премьер–министру Ли Кэцяну, что будет лоббировать заключение соглашения о свободной торговле между ЕС и Китаем. В Брюсселе такое соглашение считают преждевременным (потому как боятся, что Европа будет завалена дешевым китайским импортом). Встречаясь с Председателем КНР Си Цзиньпином, Дэвид Кэмерон не упустил возможности пустить еще одну шпильку в адрес европейских коллег, заявив, что Великобритания куда более прогрессивна в торговых отношениях, чем ЕС: «Некоторые в Европе и других местах видят, что мир меняется, и хотят закрыть Китай за бамбуковым занавесом торговых барьеров. Британия же хочет эти барьеры снять».


В Китае есть реальные деньги. Много денег. Борьба за них ожесточается, в нее включаются все новые европейские страны. Китай заявляет о намерении больше вкладываться в страны бывшего социалистического лагеря — и в Чехии уже некоторые политики задались вопросом: а не мешает ли тесная дружба с Далай–ламой нашим торгово–экономическим отношениям с Китаем? Далай приезжал в Прагу в сентябре для участия в Форуме ‘ 2000 — дискуссионной платформе, созданной бывшим президентом Вацлавом Гавелом, с которым Далай дружил. Когда нынешнего президента Милоша Земана спросили, будет ли он встречаться с духовным лидером тибетских буддистов, тот ответил, что если бы Далай привез миллионные инвестиции, он бы с ним непременно встретился. Так что на вопрос (правда, задают его нынче только самые наивные), что важнее — права человека или деньги, мировые политики отвечают одинаково и однозначно. А на этой неделе в Пекине — президент Украины Виктор Янукович. Он тоже хочет инвестиций. И с Далай–ламой не встречался ни разу.


Советская Белоруссия №229 (24366). Четверг, 5 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter